Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише. Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия 1» Ковылкинского муниципального района Бобкова Татьяна Геннадьевна
Алгоритм написания сочинения 1. Вступление. 2. Постановка проблемы 3. Комментарий к поставленной проблеме. 4. Позиция автора. 5. Собственная позиция. 6. Аргумент. 7. Литературный аргумент. 8. Заключение. Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише
Вступление. 1. Вопросно-ответное единство. 2. Цепочка вопросительных предложений. 3. Риторический вопрос. 4. Цитата. 5. Краткая справка об авторе текста. 6. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт. Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише
(автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой… Устарело ли это понятие? (писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: что такое… автор исследует( поднимает, рассматривает, анализирует) проблему… дается истолкование (описание, критическая оценка…) исследуется комплекс вопросов( процесс, влияние, зависимость…) показывается характер( важная роль, огромное значение, сущность…) подвергается критике( рассмотрению, анализу…) рассматривается вопрос( пример…) Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише В данном тексте
1.Насколько актуально то, о чем пишет автор? 2.На чем он заостряет внимание? 3.На каком материале автор раскрывает проблему? 4.К каким выводам приводит читателя?
- То, о чем пишет автор, очень актуально. Так как… - (Автор) заостряет свое внимание на… - (Автор) раскрывает проблему на материале… -Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему проблему... - Размышляя над актуальной во все времена проблемой (актуальной особенно в наше время), автор... Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише Комментарии к поставленной проблеме
1.Что хотел сказать своим читателям автор, создавая данный тест? 2.Как автор оценивает описываемую ситуацию, поступки героев?
- Сама проблема не нова в русской литературе (в российской публицистике). Многие поэты (писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. Автору статьи удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: «(Цитата)». - (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: «(Цитата)». - Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием). - Ответ на этот вопрос можно найти в предложенном тексте (в тексте автора) – Убедительно доказывает, что… - Обращает внимание на то, что… - Выражает тревогу… - Верно (тонко) замечает… Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише Позиция автора
Построение текста- рассуждения: 1.Тезис. 2.Аргументация. 3.Вывод.
- Я полностью соглас___ с автором текста. Ведь... Потому что... - По-моему... - Автор абсолютно прав, утверждая, что… - Трудно не согласиться с автором в том, что… - Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором… - Однако не со всеми высказываниями можно согласиться. - Позволю себе с ним (автором) не согласиться. - Мне трудно согласиться с утверждением автора того, что... - На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что... Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише Моя позиция
- Мне не раз приходилось сталкиваться с... - Помню, как-то... - Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться. - Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с... Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише Жизненный опыт Ссылка на авторитет: Ссылка на авторитет: -Известный русский (…) писатель (выдающийся ученый, политический деятель и т.п.) как-то заметил… -Любой историк скажет, что… -Большинство ученых (врачей, языковедов…) считают, что…
-Вспомним героев произведения (рассказа, басни, романа и т.п.)(назвать автора)... -В произведении (рассказе, басне, романе и т.п.)(назвать автора) мы тоже наблюдаем за... -Возьмем, например, произведение (рассказ, басню, роман и т.п.)(назвать автора)... Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише Литературный аргумент
Различные способы оформления заключения. заключения. 1.Обобщение основных мыслей автора. 2.Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос. 3.Личное отношение к решаемой в тексте проблеме. 4.Использование цитат. 5.Концовка-ответ. 6.Яркий пример, обобщающий рассуждение.
Итак,... Итак,... Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что... Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что... В заключение хочется заметить, что... В заключение хочется заметить, что Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь.... Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь. Таким образом, нельзя однозначно ответить..., но в то же время можно утверждать, что... Таким образом, нельзя однозначно ответить..., но в то же время можно утверждать, что... Я не могу предложить сейчас решение проблемы. Достаточно того, что «болезнь» указана, а как ее излечить это уже бог знает! Я не могу предложить сейчас решение проблемы. Достаточно того, что «болезнь» указана, а как ее излечить это уже бог знает! Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише Заключение
Сенина Н.А. Подготовка к ЕГЭ «Легион» Ростов-на-Дону, 2012 Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация уроков, система упражнений Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише Список используемой литературы :
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише