ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОГО ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА ОАО «РЖД» В.Н.МОРОЗОВА на VII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» «Основные направления взаимодействия участников железнодорожных грузовых перевозок на современном этапе. Правовой, экономический и технологический аспекты» Москва, 22 октября 2009
ДИНАМИКА ГРУЗООБОРОТА ПО СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ в гг. (% к 2003 г.) и за январь- сентябрь * гг. * - оперативные данные ,1 %
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ОАО «РЖД» за гг. (к уровню 2003 г.) и за январь-сентябрь 2009 г.* (к январю-сентябрю 2008 г.) Улучшение качественных показателей использования подвижного состава Вес поезда +207 тонн (+5,7%) +171 тыс. т-км бр. (+10,9%) Производительность локомотива Участковая скорость +1,6 км/час (+4,1%) гг. Вес поезда +207 тонн (+5,7%) +171 тыс. т-км бр. (+10,9%) Производительность локомотива Участковая скорость +1,6 км/час (+4,1%) +31 тонн (+0,8%) +66 тыс. т-км бр. (+3,8%) +1,3 км/час (+3,2%) январь-сентябрь 2009 г. * - оперативные данные 2
ИЗМЕНЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ в 2009 г. (расчет по тарифу инвентарного парка) 2003 г. – декабрь, 2008 г. – декабрь, 2009 г. - август + 25 % + 55 % - 44 % - 25 % - 48 % + 4 % - 10 % - 9 % + 20 % + 12 % + 10 % к 2003 г. + 6 % к 2003 г % к 2003 г % к 2003 г % к 2003 г. + 6 % к 2003 г % к 2003 г % к 2003 г % к 2003 г % к 2003 г % к 2003 г. 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ Распределение порожнего подвижного состава под заявки грузовладельцев Перевозка грузов в соответствии с согласованным графиком отправления и прибытия Экспедирование груза и формирование сквозной тарифной ставки Технологический аутсорсинг Информационная поддержка пользователей транспортных услуг (электронная торговая площадка) С целью повышения эффективности управления перевозочным процессом и совершенствования системы взаимодействия участников транспортного рынка Российские железные дороги выступают с рядом инициатив, направленных на обеспечение комплексного обслуживания клиентов, при этом создавая условия для повышения эффективности железнодорожного бизнеса 4
СТРУКТУРА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ ПО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВАГОНОВ в гг. и за 9 месяцев 2009 г., % 5
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ХОЛДИНГА «РЖД» 6 Корпоративный центр стратегическое развитие и планирование, формирование корпоративных политик и стандартов, взаимодействие с внешней средой Реализация Концепции системы управления ОАО «РЖД» повысит гибкость в вопросах взаимодействия ОАО «РЖД» с владельцами и операторами подвижного состава Производственный блок объединяет всех подразделения и филиалы, совместно выполняющие задачи сбыта, организации и осуществления железнодорожных перевозок
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 7 Создание равных условий для конкуренции на рынке оперирования грузовыми вагонами Обеспечение технологической и экономической эффективности использования вагонного парка, принадлежащего разным собственникам Приведение основных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность железнодорожного транспорта, в соответствие с новым этапом развития транспортного рынка
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК 8 Одобрение Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на перспективу до 2015 года Постановление Правительства «Об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиком»; «Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов» Нормативное закрепление совершенствования технологического взаимодействия основных участников рынка железнодорожных транспортных услуг Договоры с грузовладельцами и собственниками подвижного состава на организацию перевозок согласованных объемов грузов на экономически выгодных условиях; Договоры с владельцами (операторами) подвижного состава по привлечению приватного вагонного парка под управление перевозчиком Разработка эффективных логистических схем грузопотоков Совершенствование тарифных ставок на перемещение порожних приватных вагонов
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК со стороны государства – определение долгосрочной потребности в пропускных способностях железных дорог России; со стороны ОАО «РЖД» – определение необходимого объема финансирования для поддержания целевого уровня пропускных способностей, набора программ и мероприятий по оптимизации суммарных затрат на поддержание инфраструктуры Формирование и утверждение на законодательном уровне модели «сетевого контракта» На законодательном уровне необходимо закрепить: понятие «экономически обоснованный уровень тарифов»; обязательность возмещения в полном объеме потерь доходов субъекта регулирования, возникающих в результате государственного регулирования тарифов; обязанность регулирующего органа изменять или прекращать регулирование тарифов при возникновении конкуренции на товарных рынках, в том числе в отдельных сегментах рынка Дальнейшее совершенствование системы государственного тарифного регулирования на железнодорожном транспорте 9
10 Реализация поручения Президента РФ Д.А.Медведева по итогам поездки в Сибирский ФО и поручения Правительства РФ по вопросу наделения ОАО «РЖД» правом самостоятельно определять размер тарифов Установление предельного уровня тарифов и сборов в виде максимальных и минимальных величин, в рамках которых хозяйствующий субъект сможет самостоятельно определять размер тарифов на железнодорожные перевозки Принятие решений о прекращении регулирования тарифов и сборов в конкурентных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг Установление, при наличии экономической целесообразности, размеров и форм субсидирования отдельных отраслей экономики Выстраивание взаимовыгодной схемы экономических отношений между ОАО «РЖД», как публичным перевозчиком и владельцем инфраструктуры, и организаторами перевозок собственными поездными формированиями СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК (продолжение)