Я – человек, но какой? Ведущий – Маленкова Людмила Ивановна, Кандидат педагогических наук, профессор кафедры УОС МПГУ Материалы к мастер-классу для школьников 9 клаксса
Здравствуйте!!! Этико-психологическая разминка: Загадка из школьной жизни: «Что такое райская музыка?» С. Островой «Здравствуйте». Экспресс-опрос «Кто ты?» Тренинг знакомства «Я - …, больше всего на свете люблю….» («От сердца к сердцу»). Эпиграфом нашего сегодняшнего разговора будет: «Хорошо быть учёным, поэтом, воином, законодателем, но худо не быть при этом ЧЕЛОВЕКОМ» /В.Г. Белинский/
«Человек – это…?» Некоторые идеи и правила нашей встречи: Предмет – особый, отношение своеобразное. Человековедение – синтез наук о человеке (в этом – сложность). Каких – давайте перечислим! Различные типы уроков; разные формы работы в каждом из них. Это не уроки, а САМОУРОКИ. Их логика: название эпиграфы вопросы «так думают сверстники» «из мудрых мыслей» «из разных наук – об этом» практикум по САМОПОЗНАНИЮ и САМОВОСПИТАНИЮ. Вопросы задавать – можно и нужно! Дисциплина – не средство, а результат! Система оценок – необыкновенная.
Разброс мнений: В цепи человек стал последним звеном, И лучшее всё воплощается в нём. Как тополь вознёсся он гордой главой, Умом озарённый и речью благой. Вместилище духа и разума он, И мир бессловесных ему подчинён. Фирдоуси (таджикский поэт гг.) Итак, «Человек – это…?» Попробуем дать своё определение… Из вашего опроса «Кто ты?»… Немного истории (Диоген, Карл Линней, Фирдоуси…). Из мудрых мыслей (разброс мнений с вашими комментариями).
Проверяем себя – Из науки философии: Человек – «Общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект исторической деятельности и культуры, выступающий в этом процессе как личность. Homo sapiens! ? И только? Ваши Варианты: …. ? И только? Ваши Варианты: …. Этическая задача: В. А. Сухомлинский – « …. Человек»?
В.А. Сухомлинский: «А это что за человек?» В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба. В ней живут дед с внуком. У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше. - Что это за человек? – спросил внук деда. - Это не человек, - ответил дед. В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал. - Что это за человек? – спросил внук деда. - И это ещё не человек, - ответил дед. Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца. - А это это за человек? – спросил внук деда человек, - ответил дед.
Как развивается личность человека? Факторы развития Слагаемые развитияКачества личности ИНДИВИДИНДИВИД ЛИЧНОСТЬЛИЧНОСТЬ ИНДИВДУАЛЬНОСТЬИНДИВДУАЛЬНОСТЬ Наследственность Среда - 3 фактора Воспитание Физическое Психическое Социальное ! 1. Что человек хочет? (направленность личности: мотивы, интересы, склонности, потребности, убеждения) 1. Что человек хочет? (направленность личности: мотивы, интересы, склонности, потребности, убеждения) 2. Что человек может? Задатки; Способности. 2. Что человек может? Задатки; Способности. 3. Что человек есть на самом деле? Темперамент; Характер. 3. Что человек есть на самом деле? Темперамент; Характер. Личность – человек, обладающий сознанием, способный к познанию, общению и труду, к управлению своим поведением, деятельностью и психическим развитием. Развитие Л. – процесс формирования Л. как социального индивида в результате его социализации и воспитания. Природное, биологическое свойство Природное, биологическое свойство Личностное своеобразие человека Личностное своеобразие человека (в филогенезе и онтогенезе)
Главное: отношение к своему «Я - Человек» Я стою и расту – я растение, Я стою и расту, и хожу – я животное, Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я человек. Я стою и чувствую: Земля под моими ногами, вся Земля. Опираясь на Землю, я поднимаюсь: и надо мною небо – всё небо моё. И начинается симфония Бетховена, и тема её: всё небо – моё. М.М. Пришвин. Из дневников. Л. Бетховен Лунная… А. Тарковский Я – Человек!
Сам себе – воспитатель? Шаги Шаг первый – ты открыл глаза, Второй – и… «Мама» ты сказал, А третий – другу ты помог, Когда болел его щенок. Четвёртый – тайну рассказал, Соврал…, но – это шаг назад. Так каждый раз, из года в год Шагаем мы назад, вперёд, Прокладываем в жизни путь, Не раз пытаемся свернуть… С годами легче нам понять, Куда не следует шагать. Но помни ты секрет простой, Пусть будет он всегда с тобой: Без риска опыт не набрать, Лишь только время потерять. Ищи и пробуй – жизнь честна, Многострадальная она, Любую из сторон открой И знай, что этот опыт – твой. Найди дорогу ты свою, Чтоб не остаться на краю! А. Карпова (15 лет, Ямал) Сочинение- размышление На тему «Я» Сочинение- размышление На тему «Я»
«ШАГИ» развития личности человека в процессе его взросления: как знать, куда шагать I – «Не навреди» II – «Помогай» III – «Будь приятен» IV – «Будь естественен» А) Под непосредственным воздействием педагогов. Б) При педагогическом стимулировании саморазвития личности. А) В неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Б) При стихийном саморазвитии личности ребёнка. Упражнение: С. Маршак. «Медведя лет 5-6…»
Три «кита» для развития Человека Парадокс: …Воспитать человека… нельзя!? Можно (и нужно!) создать условия для его саморазвития! Три «кита»: Само деятельность (КТД) воспитание управление
Как происходит саморазвитие взрослеющего человека? «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Э. Хаббард Из жизни великих людей: что дало им удовлетворение потребности в саморазвитии? (обмен примерами). Конверт откровений «Мои пять самых-самых». Об Эйнштейне! «Я - …» КР(В) – о Гёте стр.43
Что значит саморазвитие? – основа организации самого себя! Саморазвитие – «обогащение своих знаний путём самостоятельных занятий; то же, что самодвижение» С.И. Ожегов САМО самопознание самовоспитание самодеятельность самоуправление самоактуализация Само… + - Воспитание – это помощь ребёнку в развитии его потенциальных возможностей Э. Фромм «САМО… - Кто больше? «САМО… - Кто больше?
Выбор цели и задач, составление программы. Упражнения: Программа Л.Н. Толстого на два года жизни в Ясной поляне – составление собственных программ. «Рисуем музыку» – проявление индивидуальности. Е. Евтушенко Людей неинтересных… Необходима цель Стране и человеку. Минуте, дню и веку Необходима цель. Б. Слуцкий Необходима цель Стране и человеку. Минуте, дню и веку Необходима цель. Б. Слуцкий Дога. Вальс…
Социальная зрелость (социальная компетентность)школьника – это: Гражданская позиция; Нравственная позиция; Превращение воспитанника из потребителя материальных и духовных благ в их производителя; Человек образованный; Человек культурный; Исповедующий здоровый образ жизни; Будущий семьянин; Самоактуализирующаяся личность. Уровень и степень развития каждого качества у разных детей (подростков) – различен!
Пять «точек опоры» как цель воспитания и самовоспитания Е. Евтушенко: «…жажда точки опоры – одно из самых прекрасных качеств человека, если она … не зиждется на подав- лении человека человеком. Есть ложные точки опоры: власть, деньги, эксплуатация, насилие – такие точки опоры аморальны…». Природа Дело Люди Культура «Я» как ценность «Я» «Я» - ? «Мир» - ? «Я» - ? «Мир» - ? Жизнестойкость!
Вооружение методикой и техникой самовоспитания. Методы и приёмы: Развитие воли (психологический настрой + осознанное преодоление трудностей. Постановка цели (перспективы «завтрашней радости» - близкие, средние, дальние). Составление правил, которым надо следовать неукоснительно. Создание собственной программы: средства, организационные формы и методические приёмы. Самоконтроль и самоанализ. Выбор «помощников» и надёжных единомышленников. Приёмы…
Специальные приёмы создания душевного комфорта в процессе жизни и общения Приучать себя и детей постоянно думать о хорошем в жизни; Чаще «включать внутреннее свечение», Рефлексия и релаксация; Создание «своего» уголка, где хорошо; Поездки, путешествия, экскурсии…; Разведение пламени огня (разное); Слушание музыки, чтение стихов, художественной прозы, пение…; Танцы, ритмические движения, игры; Общение с любимыми людьми, с природой, маленькими детьми, с животными…; Различные закаливающие процедуры; Решение интеллектуальных задач; Занятия полезной деятельностью и своим хобби; Писание дневников, писем, стихов, рассказов (с анализом ситуации)…. Наполним музыкой сердца, Устроим праздники из буден …………………………………… Какая музыка была, Какая музыка звучала: Она совсем не поучала, А лишь тихонечко звала. Звала добро считать добром, А хлеб считать благодеяньем. Страданье вылечить страданьем, А душу греть вином или огнём…
Цель жизни, идеалы, устремления Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех, Верь сам в себя наперекор вселенной И маловерным – отпусти их грех; Пусть час не пробил, жди не уставая, Пусть лгут лжецы – не снисходи до них; Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других. Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслить, мысли не обожествив; Равно встречай успех и поруганье, Не забывая, что их голос – лжив; Останься тих, когда твое же слово Калечит плут, чтоб уловлять глупцов, Когда вся жизнь разрушена и снова Ты должен все воссоздавать с основ. Умей поставить в радостной надежде На карту все, что накопил с трудом, Все проиграть и нищим стать, как прежде, И никогда не пожалеть о том; Умей принудить нервы, сердце, тело Тебе служить, когда в твоей груди Уже все пусто, все сгорело, И только Воля говорит: «Иди!» Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой; Будь прям и тверд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой; Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег – Тогда весь мир ты примешь как владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек! Р. Киплинг Стратегия самовоспитания Стратегия самовоспитания
Р. Рождественский: Всё начинается с любви: И озаренье, и работа, Глаза цветов, глаза ребёнка – Всё начинается с любви! С любви! Я это точно знаю. Всё, даже ненависть – Родная и вечная сестра любви. Всё начинается с любви: Мечта и страх, Вино и порох. Трагедия, Тоска и Подвиг – Всё начинается с любви. Весна шепнёт тебе: «Живи…». И ты от шёпота Качнёшься, И выпрямишься, И начнёшься. Всё начинается с любви… Всё начинается с любви? Рахманинов. Вокализ Как понимать мысль А. Блока: «Только влюблённый имеет право на звание Человека»? Как понимать мысль А. Блока: «Только влюблённый имеет право на звание Человека»?
Главное– это воспитание человека счастливого Счастье - «…такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения…» Кон И.С. Словарь по этике. Пять ступенек счастья: 1.Радость от самого пребывания на Земле. 2.Материальное благополучие. 3.Общение, дружба, любовь… 4.Творчество (во всех сферах жизни). 5.Делать счастливыми других, улучшать и усовершенствовать окружающую жизнь. Н. Савельева Ты понял жизни цель: Счастливый человек, Для жизни ты живёшь. А.С.Пушкин И. Сельвинский: «Я – человек счастливый Я могу чужое горе переплавить в радость»
Маленкова Людмила Ивановна: 8(916)