ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Духовное развитие общества.
Цель : Цель : познакомиться с сущностью материальной и духовной культуры, увидеть способы развития духовной культуры, проблемы, связанные с многообразием культур, актуальность диалога культур. План : 1. Культура как явление общественной жизни. 2. Духовное развитие общества. 3. Субкультура и контркультура. 4. Проблема многообразия культур. 5. Диалог культур. Толерантность.
Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню на ферму, чтобы показать, насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына : - Как тебе понравилось путешествие ? - Это было замечательно, папа ! - Ты увидел, насколько бедными могут быть люди ? - спросил отец. - Да. - И чему ты научился из этого ? Сын ответил : - Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них - четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них - бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звезды. У нас патио на заднем дворе, а у них - целый горизонт. Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил : - Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.
Духовность обозначает любые высшие, ведущие ценности в человеческой душе. Это то, что отличает нас от животного мира. Духовное развитие - процесс обогащения духовного развития человека и общества, направленный на реализацию идеалов духовного развития культуры : гуманизма, свободы, индивидуальности, творчества и др. Духовное развитие общества воплощается в развитии форм общественного сознания : морали, религии, философии, науки, искусства, политического и правового осмысления социального прогресса.
культура представляет собой совокупность внебиологических средств и механизмов деятельности, посредством которой человек осваивает окружающий мир, осуществляет регуляцию общественной жизни. культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирование обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элементов общества.
Основные подходы к пониманию культуры
Культура и её виды Культура и её виды
Материальная культура связывается обычно с практической деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей. это воплощенная в конкретных предметах, вещах духовность человека, поскольку практическая деятельность невозможна без духовных усилий человека и общества. Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека : достижениями науки и искусства, представлениями о смысле жизни, ценностными ориентациями, разного рода нормами и предписаниями. духовная культура - система социальных установок, идеалов, ценностей, норм, призванных ориентировать человека в окружающем его мире.
Функции культуры Функции культуры Познавательная Познавательная Целостное представление о народе, стране, эпохе. Оценочная Оценочная Отбор ценностей, обогащение традиций. Регулятивная ( нормативная ) Регулятивная ( нормативная ) Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности. Информативная Информативная Передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предыдущих поколений. Коммуникативная Коммуникативная Способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности ; развитие и совершенствование личности через общение Социализации Социализации Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
Процесс развития духовной культуры Накопление культурных ценностей Усвоение, сохранение и трансляция культурных ценностей Усвоение, сохранение и трансляция культурных ценностей Передача культурных ценностей последующи м поколениям
Пути приращения культурного богатства Пути приращения культурного богатства
План урока 1.Субкультура и контркультура 2. Проблема многообразия культур 3.Диалог культур 4.Толерантность Задание : сформулируйте цели урока
Субкультура и контркультура Субкультура ( лат. sub под и cultura культура ; подкультура ) в социологии и культурологии часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Система убеждений, ценностей и норм, которые разделяются и активно используются явным меньшинством людей в рамках определенной культуры.
Контркультура Контркультура специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры : языком ; взглядами на жизнь ; манерами поведения ; прической ; модой, обычаями.
Главная характеристика контркультуры – это протест, несогласие, активная оппозиция. Назовите причины появления контркультурных тенденций.
Скинхеды – агрессивная субкультура
Рэперы – ритмичный речитатив
Причины появления контркультурных тенденций. 1. Они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени. 2. Потребность в самоутверждении.
Мировоззренческие установки Евроцентризм – ориентация на культурный строй Запада. Американоцентризм - одна из разновидностей европоцентризма, рассматривающая Америку как цитадель новой культуры. Афроцентризм ( негритюд ) - расовая идеология самоутверждения людей с чёрным цветом кожи. Направлен на борьбу с евроцентризмом в различных сферах общественного. Цель реабилитация негроидной расы, самоидентификация, ценностное возвышение африканской культуры
Мировоззренческие установки Мировоззренческие установки Арабский национализм - сегодня представляет собой политическое движение, стремящееся к восстановлению главенства арабов, подобного тому, которое существовало в арабо - мусульманской империи во времена халифов. Исламский фундаментализм - течение, декларирующее необходимость возвращения мусульман к строгому соблюдению требований Корана и других священных в данной религии книг, а также « освобождения мусульманских земель от колонизаторов »
Диалог культур. Толерантность взаимодействие ( взаимообмен ) различных культур между собой, взаимосотворение культурного пространства.
Толерантность – инструмент взаимодействия в диалоге культур Найдите в учебнике и запишите значение слова « толерантность » Стр.307 Составьте кластер « Формы толеранстности »
Толерантность - сложная стратегия поведения, включающая готовность : 1) без протеста воспринимать иные взгляды ; 2) уважать свободы другого человека ; 3) проявлять сострадание ; 4) выражать великодушие и терпение.