Апостол Андрей Первозванный и его проповедь на славянских землях
Андрей Первозванный Св. апостол Андрей Первозванный родился в Галилее. Имя Андрей – греческое и в переводе значит «мужественный». Впоследствии апостол жил вместе со своим младшим братом Симоном () в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, занимаясь ловлей рыбы. Уже с юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Св. апостол Андрей Первозванный родился в Галилее. Имя Андрей – греческое и в переводе значит «мужественный». Впоследствии апостол жил вместе со своим младшим братом Симоном (апостолом Петром) в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, занимаясь ловлей рыбы. Уже с юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу.апостолом Петром
Господь проходя мимо Галилейского озера и увидев Андрея и Петра ловящими рыбу, сказал: «Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков». Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми. Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течении всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо. Господь проходя мимо Галилейского озера и увидев Андрея и Петра ловящими рыбу, сказал: «Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков». Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми. Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течении всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.
После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. Земля, на которой позднее образовалась Россия. Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. «Верьте мне, сказал апостол своим ученикам, что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей». Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси. После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. Земля, на которой позднее образовалась Россия. Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. «Верьте мне, сказал апостол своим ученикам, что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей». Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.
О миссионерской деятельности св. апостола Андрея в районах, прилегающих к Черному морю, сохранилось немало свидетельств древних авторов. Сохранились также устные предания абхазов и осетин, повествующие о проповеди св. апостола Андрея в их кавказских землях, откуда апостол затем пришел в Боспор и Феодосию на Крымском полуострове. О миссионерской деятельности св. апостола Андрея в районах, прилегающих к Черному морю, сохранилось немало свидетельств древних авторов. Сохранились также устные предания абхазов и осетин, повествующие о проповеди св. апостола Андрея в их кавказских землях, откуда апостол затем пришел в Боспор и Феодосию на Крымском полуострове.предания абхазов и осетин, повествующие о проповеди св. апостола Андрея в их кавказских земляхпредания абхазов и осетин, повествующие о проповеди св. апостола Андрея в их кавказских землях Точно известно, что продолжительное время св. апостол Андрей Первозванный пробыл в Корсуни (Херсонесе). В этих краях он проповедовал многократно, предание указывает на углубление на камне, образовавшееся от стопы апостола, вода, которая в нем собиралась, исцеляла больных. До наших времен сохранились развалины древних храмов, чьи основания восходят к I в., а среди них – следы древнейшего храма Святого Андрея с высеченным на скале престолом его имени. Точно известно, что продолжительное время св. апостол Андрей Первозванный пробыл в Корсуни (Херсонесе). В этих краях он проповедовал многократно, предание указывает на углубление на камне, образовавшееся от стопы апостола, вода, которая в нем собиралась, исцеляла больных. До наших времен сохранились развалины древних храмов, чьи основания восходят к I в., а среди них – следы древнейшего храма Святого Андрея с высеченным на скале престолом его имени.
Преподобный Нестор Летописец писал: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и... проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к словенам, где нынче стоит Новгород» ("Повесть временных лет", ХII в.). Преподобный Нестор Летописец писал: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и... проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к словенам, где нынче стоит Новгород» ("Повесть временных лет", ХII в.).Преподобный Нестор ЛетописецПреподобный Нестор Летописец
Так же и Евсевий Кессарийский сообщает, что апостол поднялся по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. А русское предание сообщает даже, что Апостол побывал на Валааме – на месте будущего Свято- Преображенского Валаамского монастыря и пророчествовал о том, что и в этих местах будет слава христианства, причем апостол сделал это, направляясь через варяжские земли в Рим. Эту валаамскую легенду позже некоторые ученые опровергали, а между тем путь в Рим в то время по какой-то причине большего удобства (видимо, по морю) проходил именно таким образом: «...бе путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и вверх Днепра волок до Ловоти, и по Ловоти внити в Ылмеръ озеро великое, из него же озера потечет Волхов и втечет в озеро великое Нево, и из того озера внидеть устье в море варяжское. И по тому морю ити до Рима, и от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду...» ("Повесть временных лет"). Так же и Евсевий Кессарийский сообщает, что апостол поднялся по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. А русское предание сообщает даже, что Апостол побывал на Валааме – на месте будущего Свято- Преображенского Валаамского монастыря и пророчествовал о том, что и в этих местах будет слава христианства, причем апостол сделал это, направляясь через варяжские земли в Рим. Эту валаамскую легенду позже некоторые ученые опровергали, а между тем путь в Рим в то время по какой-то причине большего удобства (видимо, по морю) проходил именно таким образом: «...бе путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и вверх Днепра волок до Ловоти, и по Ловоти внити в Ылмеръ озеро великое, из него же озера потечет Волхов и втечет в озеро великое Нево, и из того озера внидеть устье в море варяжское. И по тому морю ити до Рима, и от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду...» ("Повесть временных лет").Свято- Преображенского Валаамского монастыряСвято- Преображенского Валаамского монастыря
Св. Андрей был единственным Апостолом, посетившим славянские земли, и потому почитается русским народом как наш особенный молитвенник и покровитель. Первая церковь Апостола Андрея была построена в Киеве в 1086 г. стараниями Великого князя Всеволода Ярославича. Впоследствии на Руси возникло много храмов и монастырей в честь Апостола Святой Руси, как его стали у нас называть. В согласии с местными преданиями о пребывании Андрея Первозванного, память его особо чтилась в таких русских монастырях, как Балаклавский Георгиевский монастырь близ г. Севастополя, у мыса Фиолент (по-гречески означает "Божья страна"), Инкерманский св. Климента монастырь под Севастополем, Валаамский Спасо- Преображенский монастырь на Ладожском озере, Деревяницкий новгородский монастырь. Св. апостола Андрея можно назвать и Апостолом Третьего Рима, поскольку почти все земли, на которые он впервые принес православную веру, вошли позже в Российскую Империю. Св. Андрей был единственным Апостолом, посетившим славянские земли, и потому почитается русским народом как наш особенный молитвенник и покровитель. Первая церковь Апостола Андрея была построена в Киеве в 1086 г. стараниями Великого князя Всеволода Ярославича. Впоследствии на Руси возникло много храмов и монастырей в честь Апостола Святой Руси, как его стали у нас называть. В согласии с местными преданиями о пребывании Андрея Первозванного, память его особо чтилась в таких русских монастырях, как Балаклавский Георгиевский монастырь близ г. Севастополя, у мыса Фиолент (по-гречески означает "Божья страна"), Инкерманский св. Климента монастырь под Севастополем, Валаамский Спасо- Преображенский монастырь на Ладожском озере, Деревяницкий новгородский монастырь. Св. апостола Андрея можно назвать и Апостолом Третьего Рима, поскольку почти все земли, на которые он впервые принес православную веру, вошли позже в Российскую Империю.