МАРКЕТИНГ
Экономические предпосылки возникновения и развития маркетинга Основные экономические предпосылки возникновения маркетинга: неконтролируемая концентрация промышленного и торгового капитала; неупорядоченная торговля; разрушительные кризисы, способствующие развитию «дикого» рынка (кризисы перепроизводства товаров и т.д.)
Экономические предпосылки возникновения и развития маркетинга Рисунок 1 – Предпосылки возникновения маркетинга
Сущность маркетинга, его принципы и функции
Маркетинг - это стратегия и философия предприятия, ведущая область управления его хозяйственной деятельностью для достижения заранее определенной цели как на данный конкретный момент, так и на перспективу. Принципы маркетинга: 1 ) производить только то, что нужно потребителю; то есть не продавать товар, который был произведен, а производить товар, который уже имеет своего покупателя; 2) выходить на рынок не с предложением товаров и услуг, а со средствами решения проблем потребителей, другими словами товар должен максимально удовлетворять потребности покупателя; 3) ориентировать рыночную деятельность предприятия не на краткосрочный эффект, а на долговременную перспективу на основе осуществления стратегического планирования и прогнозирования; 4) концентрировать все усилия на достижении конечной стратегической цели производственной деятельности фирмы, четко выполняя тактические задачи; 5) использовать маркетинговые технологии комплексно, системно, а не по отдельности, поскольку только их интеграция и сфокусированная нацеленность на достижение одной стратегической цели может обеспечить синергический эффект (эффект совмещения действий); другими словами нужно рассматривать и организовывать все маркетинговые мероприятия как единый процесс;
Сущность маркетинга, его принципы и функции 6) учитывать социальный и экономический факторы производства и распределения товаров на всех стадиях их жизненного цикла; 7) организовывать производство товаров или услуг только после тщательного исследования конъюнктуры рынка, потребностей потребителей и действий конкурентов; 8) развивать гибкость и маневренность, чтобы добиться оперативного приспособления производства товаров к изменчивым требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него в целях более эффективного управления рыночной деятельностью предприятия; 9) стремиться к наступательной активности в процессе поиска и формирования конкурентных преимуществ и имиджа фирмы или товаров на рынке. И самым главным принципом маркетинга является то, что он должен пронизывать все структуры предприятия от транспорта до бухглатерии.
Основные элементы комплекса маркетинга
Основные концепции маркетинга Концепции маркетинга – это определенные системы взглядов на сущность маркетинга, которые появлялись и развивались в соответствии с изменениями экономической ситуации в разные периоды истории В соответствии с этапами развития рынка и маркетинга различают следующие концепции маркетинга: 1. Производственная концепция или концепция «совершенствования производства». 2. Сбытовая концепция или концепция совершенствования сбыта. 3. Товарная концепция или концепция совершенствования товара.Товарная концепция 4. Традиционная концепция маркетинга или Потребительская концепция.Традиционная концепция маркетинга 5. Концепция социально-этического маркетинга. 6. Концепция маркетинга взаимодействия.Концепция маркетинга взаимодействия
Виды маркетинга В зависимости от масштабов и уровня функционирования маркетинговой деятельности: международный маркетинг, национальный маркетинг, макромаркетинг, микромаркетинг В зависимости от цели функционирования организации: коммерческий и некоммерческий маркетинг По сфере применения: потребительский, промышленный маркетинг, а также маркетинг услуг В зависимости от соотношения спроса и предложения (конверсионный, стимулирующий, развивающий, ремаркетинг, синхромаркетинг, поддерживающий, демаркетинг, противодействующий) В зависимости от выбранной стратегии охвата рынка различают недифференцированный, дифференцированный, концентрированный. В зависимости от экономического субъекта деятельности можно выделить маркетинг организации, эгомаркетинг, маркетинг места, социальный маркетинг и др. по сферам использования (агромаркетинг, банковский маркетинг, туристический маркетинг, маркетинг гостеприимства и др.).