Творчість Рудакі називали «золотою сторінкою» літератури Сходу. Він писав у різних формах, властивій східній поезії – бейти, газелі, рубаї, - намагався проникнути в сутність явищ. Бейт – у тюркомовній, перській та арабській поезіях – двовірш, в якому міститься певна закінчена думка; може бути римованим і не римованим. Газель – ліричний вірш, що складається не менше як із трьох, але не більше 12 рядків, пов'язаних наскрізною римою кожного другого рядка.
К добру и миру тянется мудрец, К войне и распрям тянется глупец. Не раз корил себя за то, что я сказал, И часто рад бывал тому, что промолчал. Тот кто не научился у жизни ничему, не научится ни у какого учителя!!! Слепую, прихоть подавляй и будешь благороден! Калек, слепых не оскорбляй и будешь благороден! Не благороден, кто на грудь упавшему наступит. Нет! Ты упавших поднимай и будешь благороден!
Мне жизнь дала совет на мой вопрос в ответ,- Подумав, ты поймешь, что вся-то жизнь совет: «Чужому счастью ты завидовать не смей, Не сам ли для других ты зависти предмет?» Еще сказала жизнь: «Ты сдерживай свой гнев. Кто развязал язык, тот связан цепью бед» Любовь мой труд и помыслы мои. Мне мир не нужен, если нет любви! Все тленны мы, дитя, таков вселенной ход. Мы словно воробьи, а смерть, как ястреб, ждёт. И рано ль, поздно ли любой цветок увянет, Своею тёркой смерть всех тварей перетрёт.
Ей, Рудакі, од кайданів печалі звільнись! Завжди веселий, вперед безтурботно дивись! Думаєш, тільки тобі одному так погано? В цілому світі не краще! Живи й не журись! 1.Започаткував всі жанри; вважається родоначальником рубаї. 2.Чотиривірші, де римуються 1,2,4 рядки. Не римується лише 3 рядок. Багата ритміка. 3.Вживає власні імена, починаючи зі свого імені, що є особливістю східної поезії. 4.Засоби виразності. Епітети, метафори. Взагалі квітучою у віршах Рудакі є метафора.
Ветер нежный, окрыленный, Благовестник красоты, Отнеси привет мой страстный Той одной, что знаешь ты. Расскажи ей, что со света Унесут меня мечты, Если мне от ней не будет Тех наград, что знаешь ты. Потому что под запретом Видеть райские цветы Тяжело и сердце гложет Та печаль, что знаешь ты. И на что цветы Эдема, Если в душу пролиты Ароматы той долины, Тех цветов, что знаешь ты? Не орлом я быть желаю И парить на высоты; Соловей Гафиз ту розу Будет петь, что знаешь ты.
Кто битым жизнью был, тот большего добьётся. Пуд соли съевший, выше ценит мёд. Кто слёзы лил, тот искренней смеётся. Кто умирал, тот знает, что живёт. Один не разберет, чем пахнут розы… Другой из горьких трав добудет мед… Кому-то мелочь дашь, навек запомнит… Кому-то жизнь отдашь, а он и не поймет… Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос.
Дарить себя не значит продавать. И рядом спать не значит переспать. Не отомстить не значит все простить. Не рядом быть не значит не любить! В любимом человеке нравятся даже недостатки, а в нелюбимом раздражают даже достоинства. Не делай зла--вернется бумерангом, не плюй в колодец--будешь воду пить, не оскорбляй того, кто ниже рангом, а вдруг придётся, что нибудь просить. Не предавай друзей, их не заменишь, и не теряй любимых-не вернешь, не лги себе--со временем проверишь что ложью сам себя ты предаёшь.
Не смешно ли весь век по копейке копить, Если вечную жизнь все равно не купить? Эту жизнь тебе дали, мой милый, на время, Постарайся же времени не упустить! Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало, Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало. Ты скажешь, эта жизнь одно мгновенье. Ее цени, в ней черпай вдохновенье. Как проведешь ее, так и пройдет, Не забывай: она твое творенье.
Я пришел к мудрецу и спросил у него: «Что такое любовь?». Он сказал: «Ничего». Но, я знаю, написано множество книг. «Вечность"- пишут одни, а другие что «миг». То опалит огнем, то расплавит как снег, Что такое любовь? «Это всё человек!» И тогда я взглянул ему прямо в лицо: «Как тебя мне понять? Ничего или всё?» Он сказал, улыбнувшись: «Ты сам дал ответ!» «Ничего или всё! Середины здесь нет!