Растения леса в фольклоре Выполнил ученик 2в класса Соломатин Тимофей
Тема проекта – «Растения леса в фольклоре» Почему меня заинтересовала данная тема? Цель проекта – познакомить ребят с фольклором и рассмотреть, как воспринимал некоторые растения леса русский народ.
Фольклор – устное народное творчество : сказки,песни, пословицы, поговорки, загадки.
дуб Образ дуба у славян – Мировое дерево, символ долголетия, мудрости, силы и выносливости. «На Море-Океане, на Острове Буяне стоит дуб зелёный», так начинаются многие русские народные заговоры.
Обратимся к заговорам. Очень подробно об этом можно прочитать в книге С.В.Жарниковой «Золотая нить». Действие заговоров происходит «на море-океане, на острове Буяне». Именно такими словами начинается «кильный стих» 1647 года: «На море Окияне, на острове Буяне стоит сыр дуб крепколист...». В севернорусских диалектах «буян, буй» – высокое место, холм, курган, погост, то есть «тот свет».
Примеров заговоров, в которых фигурирует «остров Буян» очень много, вот некоторые из них: «На море, на океане, на острове на Буяне Стоит дуб таратынский...»; «На море, на океане, на острове Буяне, растет дубище...»; «На море-океане, на большом Буяне, Стоит дуб, стародуб...»
Я узнал… Остров Буян – это место, где возможна вечная и счастливая жизнь, где сбываются все желания. В эпических заговорах с островом Буяном постоянно связано дерево, как правило, это дуб. Общеизвестно, что в индоевропейской мифологии дуб – символ божества неба. Дуб – дерево Перуна у славян.
Иногда в заговорах вместо дуба фигурирует «белая береза» – также одно из священных, чистых деревьев. Образ острова Буяна и дерева на нем (дуба или березы) устойчив в русском фольклоре вот уже больше 1000 лет. Позже христианские мотивы соединяются с образом «святого острова» и «древа жизни» в самые невероятные сочетания. Вот послушайте : «На море на Окияне, на острове Кургане стоит белая береза, вниз ветвями, вверх кореньями; на той березе Мать Пресвятая Богородица шелковые нитки мотает, кровавые раны зашивает...»
Оказывается дуб и береза – это деревья, особо выделяемые не только в русском фольклоре. Но и в фольклоре других народов. Есть такое понятие «индоевропейские народы». Это огромная группа народов, у которых один корень, один общий прародитель. И дуб и береза – свидетели этому. Известна обширная древнекельтская эпическая поэма «Битва деревьев»:
Берёза Наибольшей любовью в русском фольклоре пользуется берёза. В сознании носителя русского языка именно берёза оказывается неким национальным символом.
В русских песнях береза едва ли не самое любимое дерево. Береза в них тонкая, высокая, белая, кудрявая. В русском национальном сознании она постепенно превратилась в символ родины. Лирическая поэзия часто использовала березу как идеал женственности, хрупкости, беззащитности.
загадки Летом девица, а зимой молодица. На полянке девчонки, В белых рубашонках, В зеленых полушалках.
Испокон веков существовало на Руси поклонение деревьям. Этнографы регулярно констатируют стойкую и повсеместную веру в целительную и оберегательную силу деревьев. Наглядно это проявляется хотя бы в народном обычае стучать пальцем по любому деревянному предмету.
И поныне в ряде областей России жив предвенчальный обряд, связанный с украшением деревца или куста. Так, в Пензенской области сохраняется архаичный обычай наряжения деревца(обычно «елочки») в доме просватанной невесты. Может быть поэтому так легко прижилась у нас в России немецкая традиция наряжать елку на Новый год.
вывод В ходе проекта я узнал, что русский народ имеет очень глубокие корни. Не только славянские народы нам братья, но и все индоевропейские народы. Многое мне поведал образ дуба. Оказывается много тайн сокрыто в могучей кроне этого гиганта. О некоторых из них теперь нам известно.
Спасибо за внимание!