Совершенствование аналитической культуры учителя (анализ урока с позиций системно-деятельностного подхода)
Цель: совершенствовать аналитические навыки через аспектный анализ урока. Задача: провести аспектный анализ продуктов педагогической деятельности учителей с позиций системно-деятельностного подхода в ходе деловой игры.
«Практика становится источником профессионального роста учителя лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации (застой) учителя» М.Уоллес
Вопросы, возникающие при составлении проекта (сценария) урока а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; в) какие методы и средства обучения выбрать; г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников. д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Типология уроков уроки «открытия» нового знания уроки рефлексии уроки общеметодологической направленности уроки развивающего контроля
Основные компоненты урока 1. Содержательно-целевой. Что и зачем? 2. Организационно-практический. Как? 3. Контрольно-оценочный. Что в итоге?
Мотивирование к учебной деятельности 1)актуализируются требования к учащемуся со стороны учебной деятельности (надо); 2)создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу); 3)устанавливаются тематические рамки (могу).
Метод обучения (от др.-греч. слова «путь») – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между учителем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
Методы обучения по характеру познавательной деятельности Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Проблемного изложения Частично-поисковый Исследовательский
Методы обучения по степени осознанности восприятия учебного материала Пассивный Активный Интерактивный
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) На данном этапе фиксируется - новое содержание (Что в итоге?) - самооценка учениками собственной учебной деятельности