МБОУ «Музыкально-эстетический лицей им.А.Г.Шнитке»
«Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха» Василий Александрович Сухомлинский Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребёнка к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Мотив – это смысл поведения и деятельности человека, всё то, ради чего он активизируется.
Классификация мотивов Глубина интереса к знаниям (занимательные факты, явления, первые дедуктивные методы, ключевые идеи); Интерес к способам добывания знаний, рациональной организации труда. Познавательные, связанные с содержание учебной деятельности Стремление быть полезным обществу, чувство ответственности перед родителями, учителями и т.д.; Желание занять определённую позицию, место среди окружающих, заслужить авторитет; Желание общаться, взаимодействовать с другими людьми, осмысливать формы взаимоотношений с учителями и товарищами. Социальные отражают взаимодействия школьников с другими людьми
Классификация мотивов Не связаны с учебной деятельностью Человек действует в силу долга, под давлением родных, учителей Связаны с учебной деятельностью Интерес к самому процессу обучения и его результату, стремление развивать какие-либо умения, качества ВнешниеВнутренние
препятствует развитию самостоятельности Беспрекословное выполнение требований Начальная школа Любознательность Познавательные потребности Любознательность Познавательные потребности МОТИВЫ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ: Отметка оценка своих стараний, а не качество проделанной работы
Основная школа МОТИВЫ Эмоциональный контакт со сверстниками Самоутверждение Эмоциональный контакт со сверстниками Самоутверждение ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ: Наличие моральных взглядов, суждений и оценок, которые часто не совпадают с таковыми у взрослых Возникновение стойкого интереса к определённому предмету. Формализм к усвоению других знаний Формирование отрывочных, поверхностных знаний. Отметка формирует внешние мотивы.
Средняя школа Мотивы обучения связаны с социально значимыми потребностями (личные и профессиональные интересы, расширение кругозора и т. д.) Мотивы обучения связаны с социально значимыми потребностями (личные и профессиональные интересы, расширение кругозора и т. д.)
Причины спада учебной мотивации: 1. «Гормональный взрыв». 2. Отношение ученика к учителю, учителя к ученику. 3. Личная значимость предмета. 4. Умственное развитие ученика. 5. Продуктивность учебной деятельности. 6. Непонимание цели учения.
Педагогические факторы: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; стиль педагогической деятельности учителя; коллективные, групповые формы деятельности; оценка учебной деятельности в безличной форме.
Приёмы: создание ситуации успеха; положительный эмоциональный настрой; оценка собственной деятельности и деятельности других; необычное начало урока, интеграция, исследовательская и проектная деятельность.
Эмоциональные методы мотивации: – поощрение, – порицание, – учебно-познавательная игра, – создание ярких наглядно-образных представлений, – создание ситуации успеха, – стимулирующее оценивание, – свободный выбор задания, – удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации: – опора на жизненный опыт, – познавательный интерес, – создание проблемной ситуации, – побуждение к поиску альтернативных решений, – выполнение творческих заданий, – «мозговая атака», – развивающаяся кооперация.
Волевые методы мотивации: – предъявление учебных требований, – информирование об обязательных результатах обучения, – формирование ответственного отношения к учению, – познавательные затруднения, – самооценка деятельности и коррекция, – рефлексия поведения, – прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации: – развитие желания быть полезным отечеству, – побуждение подражать сильной личности, – создание ситуаций взаимопомощи, – поиск контактов и сотрудничества, – заинтересованность в результатах коллективной работы, – взаимопроверка, – рецензирование.
Условия, необходимые для формирования мотивации: 1. Способ раскрытия учебного материала. 2. Организация работы над предметом малыми группами. 3. Отношение между мотивом и целью. 4. Проблемность обучения.
Мотивационный этап Создание учебно-проблемной ситуации Формулировка основной учебной задачи Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.
Операционально- познавательный этап усваивают содержание темы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в содержание.
Рефлексивно-оценочный этап учатся анализировать собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами.
Виды мотивации в дошкольном возрасте: Потребность в новых впечатлениях. Потребность в учении как новой деятельности. Потребность стать лучшим, стать отличником. Потребность заслужить похвалу взрослых.
Виды мотивации в начальной школе: Чувство долга. Престижная мотивация – желание получить высокую отметку. Мотив избегания наказания. Интерес к предмету. Основная мотивация – внешняя, престижная и принудительная.
Виды мотивации в основной школе : Стойкий интерес к определенному предмету. Мотив избегания неудачи. Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения. Познавательный интерес только у высокомотивированных обучающихся. Мотив достижения успеха в учебе не развивается. Мотивация, вызванная подростковыми установками.
Виды мотивации в средней школе: Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях. Выбор предмета с позиции будущего. Значимость отметки как мотивирующего фактора снижается, выступает критерием качества знаний. Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам. Внутренняя, собственная мотивация.
Демонстрация учащимся возможности использования полученных знаний на практике; Знание приёмов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к предмету; Использование знаний об интересах и потребностях обучающихся в организации учебной деятельности; Использование различных заданий; Предоставление возможности учащимся самостоятельно ставить и решать задачи. Критерии:
стремление к максимальной гибкости; способность к эмпатии, сензитивность к потребностям учащихся; умение придать личностную окраску преподаванию; владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися; эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность. Качества, необходимые учителю для эффективной работы: