Выполнила ученица 8 « а » класса Махиня Екатерина.
В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса Атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки с солнечными лучами.
Часто использовалось изображение листьев алоэ, всевозможных водяных растений, винограда, плюща, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева. Из зоологических форм особое распространение получила голова быка. Впоследствии все эти формы были использованы как мотивы многими народами.
Римский орнамент развивался под сильным влиянием греческого. Важное отличие римской декорировки – большая усложненность и обогащенность в формах и материалах. Среди орнаментальных мотивов, украшающих произведения прикладного искусства этрусков, можно встретить животных, пальметок, грифонов и крылатых львов, сцены из греческой мифологии и др.
Важную роль в китайском искусстве играют ритуалы и символы, а также устойчивость традиций прошлого ( соблюдение канона ). У истоков искусства стоят космологические символы : небо, земля, солнце, стороны света, созвездия. За ними проявляются природные символы.
Особенностью индусского орнамента считается любовь к почти натуралистическим композициям и перегруженность деталями. Изображения животных, птиц, цветов очень близки к природе и обнаруживают хорошее знание их форм. Индусский орнамент носит ярко выраженный ковровый характер. В нем все поле орнаментальной площади тесно заполнено различными орнаментальными мотивами.
Декоративное искусство Японии сложилось под сильным влиянием Китая и отчасти Индии. Орнамента в строгом понимании этого слова у японцев нет. В декоре произведений японского искусства преобладают природные мотивы. Геометрических узоров сравнительно немного. Цветы, травы, ветви деревьев, бабочки, птицы, драконы и сказочные чудовища, змеи и насекомые – вот основные сюжеты в росписи фарфора, лаков, тканей, бесконечно варьируемые, преображаемые фантазией художника.
Персидскому орнаменту свойственны внимательное и любовное отношение к формам природы, растительного и животного мира. В персидском искусстве в отличае от арабского и мавританского не было запрета на животных, а потому персидские мастера достигли в нем большого совершенства.
Своеобразным мотивом в декоре этой керамики является стилизованное, но очень выразительное по динамике плывущей лодки с характерным косым парусом. Для второй группы расписной керамики, происходящей из Дамаска, характерны синяя Гамма тонов, слегка стилизованные Изображения тюльпанов, гвоздики, ирисов, винограда, скомпонованные в изящные букеты на дне блюд и н a поверхности кувшинов с шаровидным туловом.
Мавританский орнамент в целом очень близок к арабскому, но в отличие от последнего более легок и утончен. Используя движения персидского искусства, художники смогли совместить в нем растительные формы с геометрическими мотивами, что и придало ему определенную легкость и изящество.
Характерным для орнаментального искусства Византии остается причудливая роскошная узорчатость, заимствованная у персов. Изображения животных на византийских тканях заключены в геометрические фигуры – круги или многоугольники ; иногда они обрамлены длинным изогнутым акантовым листом. Для византийских тканей более характерен геометрический и зооморфный орнамент в сочетании с человеческими фигурами, чем растительный. Растительные же формы сильно стилизованы.
Ислам – религия, в которой запрещается скульптурное Изображение живых существ, значит, выход из создавшегося положения был один – найти вид искусства, который бы компенсировал запреты. Орнамент в Исламе очень разнообразен по форме, цвету и содержанию. Он многозначен и глубок по своей сути. Ибо в основе его лежат символы и знаки.
Древние декоративные формы были достаточно простыми ; набор ограничивался линиями, крестами и кругами. Они основывались на наблюдениях за такими небесными телами, как Солнце и Луна. Так, крест означал четыре ветра, четыре сезона, четыре стороны света.
Огромную роль в декоре храма играла резьба, гораздо более глубокая, чем византийская, стремящаяся к выявлению объема, но в то же Время отличающаяся некой идолоподобностью. Романский Декор своей пластикой напоминает древнеиндийское искусство – та же невероятная густота, плотность и в то же Время насыщенность и дробность деталей, при которых Декор как бы густо облепляет порталы, стены, колонны храма.