«УСЕРДНЕЙ С КАЖДЫМ ДНЁМ СМОТРЮ В СЛОВАРЬ…» Каждое слово есть представитель понятия, бывшего в народе: что было выражено словом, то было и в жизни… И. Срезневский.
Словари и справочники всегда помогали людям расширять свои знания, повышать культуру речи. Наука, изучающая виды словарей, методику их составления называется лексикографией ( «лексис» - слово, «графо» - описываю ). Впервые в отечественной лингвистике составлением словаря занялся искусный врач, моряк – ученый Владимир Иванович Даль. Итогом его многолетнего труда стало издание «Словарь живого великорусского языка», включающего в себя слов.
Прежде чем мы познакомимся со словарями, давайте посмотрим, на какие два основных типа они делятся. Первый тип словаря – языковой. К этому типу относятся: орфографический ( «орфо»- правильный, толковый, фразеологический, этимологический и т.д.).
Если же нужна информация о различных явлениях природы или о выдающихся деятелях науки и техники, о географических открытиях, то на помощь приходят энциклопедические словари. Они подразделяются на: Общие, включающие в себя сведения из самых разных областей знаний. Примером такого справочника является Детская энциклопедия, Большая советская энциклопедия.
Отраслевые, включающие в себя термины какой-либо отрасли науки, техники, искусства, литературы. Для школьников Л. И. Тимофеевым и С. В. Тураевым подготовлен «Краткий словарь литературных терминов» (М. 1978) и хотя словарь издан довольно давно, но среди школьников, серьезно изучающих литературу, он пользуется популярностью, так как базовые толкования терминов ясны для понимания учащихся.
Прежде чем пользоваться, тем или иным словарем необходимо разобраться в его структуре. Словарь состоит непосредственно из словарных статей. Каждая статья начинается с заголовка. В языковых словарях заголовок всегда имеет ударение. В словарной статье языкового словаря используются разнообразные пометы – специальные указания на грамматические свойства слова, его стилистическую окрашенность и т.д. Грамматические пометы могут указывать на вид односоставного предложения (безл.), форму падежа (им. п.), число и т.д. Стилистические пометы указывают на стиль речи, диалекты, специальные слова. Все пометы сокращены согласно ГОСТу. В словарной статье языкового словаря помещаются иллюстративные цитаты и речения. Такие цитаты выписываются из источников художественной, научно-популярной, общественно-политической литературы.
Например, фразеологизм «курам на смех» иллюстрируется в «Школьном фразеологическом словаре русского языка» В. П. Жукова цитатой из повести В. П. Катаева «Белеет парус одинокий»: «Под парусом иди себе куда хочешь… А без паруса, на одних веслах, это что ж: курам на смех!». В качестве иллюстрированных цитат используются пословицы, поговорки, заголовки. Речения - это словосочетания, иллюстрирующие использование тех или иных слов. В отличие от иллюстрированных цитат речения составляются самими авторами словаря. Так, например, слово «обоюдный» используется в речении «по обоюдному соглашению» в «Грамматико- орфографическом словаре русского языка » А. В. Текучева и Б. Т. Панова. Так же важной частью словаря является предисловие. Из него мы узнаем о составе слов, их расположении, видах сокращений и т.д.
А теперь обратимся непосредственно к самим словарям. Русский язык ежедневно пополняется новыми словами. Человек не способен запомнить написание всех слов входящих в его лексикон. На помощь приходит орфографический словарь. Интересна история его создания. В 30-е годы ХХ века работу над таким словарем начал ученный-языковед А. М. Пешковский. Александр Матвеевич не успел воплотить свои замыслы в жизнь, так как в 1933 году его жизнь оборвалась. И тогда за составление первого орфографического словаря взялся профессор Д. Н. Ушаков. При подготовке Ушаков испытывал определенные трудности из-за неупорядоченности русской орфографии. В 1934 году работа над словарем была завершена. Позже словарь был дополнен и усовершенствован языковедом С. Е. Крючковым, и на обложке стали печатать две фамилии Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков.
На сегодняшний день орфографических словарей издается не мало. Но до сих пор первый в нашей стране орфографический словарь пользуется популярностью среди школьников. На нем они учатся работать со словом, изучают справочный аппарат, помещенный в конце словаря. Говоря о видах словарей нельзя не вспомнить и о толковых. Самый известный из таких словарей – это «Словарь русского языка», составленный Сергеем Ивановичем Ожеговым. Он содержит слов. Автор до конца жизни работал над словарем, совершенствуя его структуру. Для школьников было издано два толковых словаря: первый – «Школьный толковый словарь русского языка» авторов М. С. Лапатухина, Е. В. Скорлуповской, Г. П, Снетовой, предназначенный для учащихся с родным русским языком; второй – под редакцией М. И. Махмутова, А. В. Текучева, Н. М. Шанского – для школьников, изучающих русский язык в качестве иностранного В словарях такого типа можно навести справку о значении слова, его написании. Если слово многозначно, то указаны все значения слова.
Толковый словарь очень важен в сегодняшней жизни. Ведь он позволяет нам употреблять слова в соответствии с их значениями, т.к. употребление одного слова вместо другого является грубой ошибкой. Фразеологизмы всегда использовались как яркое, образное средство, украшающее речь. Поэтому не менее актуален в использовании «школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова. Словарь уникален тем, что в довольно-таки сжатом по объему материале автор смог показать происхождение тех или иных фразеологизмов, их происхождение, грамматические особенности, синтаксическую роль в предложении. У многозначных фразеологизмов указываются все значения, а также указываются фр.-антонимы.
Сегодня лингвистика шагнула далеко вперед. Все новые и новые виды словарей появляются благодаря кропотливому труду ученых. Но надо помнить, что у истоков лексикографии стояли такие замечательные ученые, как Даль, Ожегов, Ушаков, Крючков, Чешко и другие – люди, которые делом своей жизни считали работу со словом. Благодаря их нелегкому труду мы имеем возможность овладеть в полном объеме культурой речи, стать грамотными и разносторонне образованными людьми. Ведь «СЛОВАРЬ – ЭТО КНИГА КНИГ…» (А. Франс).
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Эта работа предназначена для учащихся 6 класса. После знакомства с видами словарей целесообразно провести практическое значение с использованием записей в тетрадях. В школах с расширенными библиотечными фондами можно провести библиографический урок с привлечением к работе школьного библиотекаря. Также детям можно дать задание подготовить библиографический материал об ученых - языковедов.