Обучение русскому языку средствами субъективизации Учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ СОШ 1 им. А.С.Пушкина Аракчеева Ирина Анатольевна
Основной путь обучения средствами субъективизации – включение учащихся в творческую деятельность, становление школьника как субъекта обучения. Вся работа в русле субъективизации направлена на развитие важнейших интеллектуальных качеств школьников, что важно для формирования положительной мотивации обучения на уроке и обеспечения его качества. Вся работа в русле субъективизации направлена на развитие важнейших интеллектуальных качеств школьников, что важно для формирования положительной мотивации обучения на уроке и обеспечения его качества.
Эффективность данной методики в том, что … в ее основу положен качественно новый уровень осознанной и активной деятельности учащихся на уроке русского языка, в ее основу положен качественно новый уровень осознанной и активной деятельности учащихся на уроке русского языка, их прямое и непосредственное участие в планировании и осуществлении всех или большинства его структурных этапов. их прямое и непосредственное участие в планировании и осуществлении всех или большинства его структурных этапов.
Основными средствами субъективизации являются: систематическое использование антиципации(т. е. опережающего отражения окружающей действительности); систематическое использование антиципации(т. е. опережающего отражения окружающей действительности); целенаправленное развитие логического мышления учащихся; целенаправленное развитие логического мышления учащихся; повышение речевой активности школьников. повышение речевой активности школьников.
С помощью антиципации ученик предопределяет виды и содержание своей учебной деятельности, действует и принимает те или иные решения с определенным временно- пространственным упреждением; ученик предопределяет виды и содержание своей учебной деятельности, действует и принимает те или иные решения с определенным временно- пространственным упреждением; механизм вероятностного прогноза обеспечивает преднастройку организма на действие; механизм вероятностного прогноза обеспечивает преднастройку организма на действие; прогнозирование основывается на активной работе памяти, внимания, мышления, речи и естественно стимулирует их формирование и развитие. прогнозирование основывается на активной работе памяти, внимания, мышления, речи и естественно стимулирует их формирование и развитие.
Логическое мышление является важнейшим интеллектуальным качеством Логика лежит в основе алгоритмов использования ряда орфографических правил, порядка проведения различных видов разборов (по составу, морфологического, синтаксического) и т. п. В свою очередь, процесс мышления невозможен без участия внимания, памяти, речи (хотя бы внутренней) и, следовательно, обеспечивает их развитие. Логика лежит в основе алгоритмов использования ряда орфографических правил, порядка проведения различных видов разборов (по составу, морфологического, синтаксического) и т. п. В свою очередь, процесс мышления невозможен без участия внимания, памяти, речи (хотя бы внутренней) и, следовательно, обеспечивает их развитие.
Включение устной речи в учебную деятельность стимулирует внимание, память и мышление ученика, внимание, память и мышление ученика, существенно влияет на процесс овладения понятиями, масштабы обобщения и абстрагирования. существенно влияет на процесс овладения понятиями, масштабы обобщения и абстрагирования.
Для организации процесса обучения в русле субъективизации использую традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие уроки ) с сохранением всех их основных этапов: словарно-орфографической работы, словарно-орфографической работы, изучения нового, изучения нового, закрепления изученного материала закрепления изученного материала
В методику проведения каждого этапа урока ввожу новый этап мобилизующий. На этом важном этапе происходит самостоятельное определение и формулирование учащимися темы урока, актуализация и углубление знаний по конкретной теме, На этом важном этапе происходит самостоятельное определение и формулирование учащимися темы урока, актуализация и углубление знаний по конкретной теме, совершенствование важнейших качеств интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления), их дальнейшее развитие. совершенствование важнейших качеств интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления), их дальнейшее развитие.
1. Группировка слов по нескольким признакам ; построение умозаключения на основе выполненной орфографической задачи. Пал..чики..ближешь; точим лясы; за уши не..ттянешь; Травим баланду; складывает оружие; Р..зводим узоры. «1 и 2 спряжение глаголов» (4 класс). 2.Нахождение общего в словах; построение умозаключения. «Окончание» (3 класс). 1)Школа – обучение; больница (доктор, ученик, лечение, больной) Для решения данных задач используются разные виды мыслительных операций и упражнений.
3.Группировка слов по двум - трём признакам; построение умозаключения. «Правописание глаголов в прошедшем времени». (4 класс). Слышал, таяла, встретило, чистило, плавал, сеяла, печатал, готовило, веяла, ставило. 4. Нахождение общего и различий, группировка, построение рассуждения и умозаключения. «Имя прилагательное» (4 класс). Лето сухое, жаркое зима малоснежная, морозная. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Лето дождливое зима снежная, морозная.
Систематическое использование методики обучения русскому языку средствами субъективизации развивает интерес учащихся к урокам русского языка, интенсивно развивается их речь, резко повышается уровень орфографической грамотности. Систематическое использование методики обучения русскому языку средствами субъективизации развивает интерес учащихся к урокам русского языка, интенсивно развивается их речь, резко повышается уровень орфографической грамотности.