МОУ "Новопоселеновская СОШ" Курского района Курской области ПРОЕКТ «БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ» Здоровье – это гармония и стабильность биоритмов Выполнили: обучающиеся 10 класса МОУ «Новопоселеновская СОШ» Руководитель: учитель биологии Поляничева Н. О.
МОУ "Новопоселеновская СОШ" Курского района Курской области Актуальность темы Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял. (Русская народная пословица)
МОУ "Новопоселеновская СОШ" Курского района Курской области Цели проекта: изучив информацию о биологических ритмах, их функциональном значении для организма, выяснить, какое влияние оказывают биологические ритмы на работоспособность организма; Цели проекта: - изучив информацию о биологических ритмах, их функциональном значении для организма, выяснить, какое влияние оказывают биологические ритмы на работоспособность организма; - научиться рационально использовать внутренние часы организма и научить других управлять своими эмоциями, заботиться о сохранении и укреплении своего физического, интеллектуального и эмоционального здоровья - научиться рационально использовать внутренние часы организма и научить других управлять своими эмоциями, заботиться о сохранении и укреплении своего физического, интеллектуального и эмоционального здоровья
МОУ "Новопоселеновская СОШ" Курского района Курской области Задачи работы: Изучение биологической, экологической и медицинской литературы по теме: «Биологические ритмы». Изучение биологической, экологической и медицинской литературы по теме: «Биологические ритмы». Изучить методику исследования биологических ритмов и хронотипов человека. Изучить методику исследования биологических ритмов и хронотипов человека. Проведение исследования биоритмов обучающихся классов школы. Проведение исследования биоритмов обучающихся классов школы. Анализ данных, полученных в ходе исследования. Анализ данных, полученных в ходе исследования. Выработка практических рекомендаций для обучающихся по рациональной организации учебной и внеурочной деятельности в связи с особенностями их ритмов. Выработка практических рекомендаций для обучающихся по рациональной организации учебной и внеурочной деятельности в связи с особенностями их ритмов. Организация просветительской работы среди обучающихся школы по вопросам здоровьесбережения. Организация просветительской работы среди обучающихся школы по вопросам здоровьесбережения.
МОУ "Новопоселеновская СОШ" Курского района Курской области Ритмичность в природе
МОУ "Новопоселеновская СОШ" Курского района Курской области Хронобиология и хрономедицина – науки о биоритмах
МОУ "Новопоселеновская СОШ" Курского района Курской области Биологические часы это способность живых организмов ориентироваться во времени Биологические часы - это способность живых организмов ориентироваться во времени
МОУ "Новопоселеновская СОШ" Курского района Курской области Причины нарушения биоритмов:
МОУ "Новопоселеновская СОШ" Курского района Курской области Этапы реализации проекта Формирование проектной группы, постановка проблемы, изучение биологической, экологической и медицинской литературы, сбор реферативного материала. Исследование биологических типов (хронотипов) обучающихся 9-11 классов, используя тест А.А.Путилова и составление индивидуальных биоритмов с помощью программы BioritmsV4. Анализ полученных данных. Выработка практических рекомендаций для обучающихся по рациональной организации учебной и внеурочной деятельности в связи с особенностями их ритмов. Оформление отчёта о проделанной работе, защита проекта.
МОУ "Новопоселеновская СОШ" Курского района Курской области Подготовительный этап (формирование проектной группы, постановка целей и задач, подбор литературы)
МОУ "Новопоселеновская СОШ" Курского района Курской области
Тест А. А. Путилова (определение биологического типа – «сова» или «жаворонок»)
МОУ "Новопоселеновская СОШ" Курского района Курской области Тестирование обучающихся 9 класса
МОУ "Новопоселеновская СОШ" Курского района Курской области
Теория «трёх биоритмов» - физический биоритм - эмоциональный биоритм - интеллектуальный биоритм Теория «трёх биоритмов» - физический биоритм - эмоциональный биоритм - интеллектуальный биоритм
МОУ "Новопоселеновская СОШ" Курского района Курской области Рекомендации Рекомендации Необходимо так планировать физические нагрузки, чтобы они не превышали определенный уровень, и в то же время были стимулом для общего развития школьника. При определении оптимальной нагрузки на уроке важно учитывать взаимодействие внутренних ритмов (биологических часов) с внешними факторами воздействия. В работе с детьми педагогам необходимо учитывать, что существует прямая зависимость между факторами времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на работоспособность. Важно также учитывать и тот факт, что дети с утренним биологическим типом активнее и более работоспособны в утренние часы, поэтому заниматься умственной и физической деятельностью им лучше в первой половине дня, а детям с вечерним биологическим типом – во второй.
МОУ "Новопоселеновская СОШ" Курского района Курской области Суточная активность внутренних органов человека печень - с 1 до 3 часов ночи; легкие - с 3 до 5 часов утра; толстая кишка - с 5 до 7 часов утра; желудок - с 7 до 9 часов утра; селезенка и поджелудочная железа - с 9 до 11 часов утра; сердце - с 11 до 13 часов дня; тонкая кишка - с 13 до 15 часов дня; мочевой пузырь - с 15 до 17 часов дня; почки - с 17 до 19 часов вечера; органы кровообращения, половые органы - с 19 до 21 часов вечера; органы теплообразования - с 21 до 23 часов ночи; желчный пузырь - с 23 до 1 часу ночи.
МОУ "Новопоселеновская СОШ" Курского района Курской областиВЫВОДЫ Внутри каждого из нас есть «биологические часы», по которым живет не только человеческий организм, но и все живые организмы. Все мы подразделяемся на тех, кто придерживается правила «утро вечера мудренее» и тех, кто старается не откладывать дела на утро. Первые – «жаворонки», вторые - это «совы». Всю свою жизнь человек подчиняется определенным биоритмам, среди которых различают суточные, сезонные, месячные и многолетние. Основной биоритм человека - двадцатичетырехчасовой. Биологические ритмы оказывают непосредственное влияние на работоспособность организма, обеспечивают ее волнообразный характер. Жить с учетом природных ритмов (годового, лунного, суточного) – залог сохранения вашего здоровья и высокой работоспособности организма. Учет этих ритмов и уважительное отношение к ним основа человеческого здоровья.