«Глагол является основой языка» А.Н. Толстой «Глагол является основой языка» А.Н. Толстой Название проекта: « Глагол – важная единица речи » Творческое название : « Чудодейственная сила глагола» Автор: учитель русского языка и литературы Буерашина Л.С.
Основополагающий вопрос: Велика ли роль глаголов в речи? Вопрос учебной темы: К Какие «чудеса» совершает глагол?
Аннотация С глаголами в русском языке можно творить удивительное. Нет ничего такого в нашей жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать при помощи глагола. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игра света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. Проект рассчитан на учащихся 6 класса и способствует расширению представления о глаголе.
Дидактическая цель: - формирование компетентности использования глаголов в речи. Методические задачи: Познакомить с разнообразием оттенков в значении глагола; Показать важную роль глагола в построении связных высказываний; Прививать любовь к русскому языку.
Проблемы самостоятельных исследований: мелодика, ритмика глагола и глагольных форм; мелодика, ритмика глагола и глагольных форм; характер героев в глаголах; характер героев в глаголах; разнообразие глагола в речи разнообразие глагола в речи
Учебно – методический проект Материалы - Исследования Материалы - Исследования к проекту учеников - Презентация - Презентация - Дидактический материал материал
Этапы и сроки проведения проекта: 1 занятие: формулирование тем исследования, обсуждение плана работы, возможных источников информации, подбор художественной литературы. 2 занятие: самостоятельная работа учащихся по анализу информации относительно темы исследования.
3 занятие: сбор эмпирических данных учащихся по проблеме исследования (проведение соц. опроса). 4 занятие: консультация учащихся по проблемным вопросам. 5,6 занятие: самостоятельная работа учащихся по анализу и интерпретации полученных результатов исследования. 7 занятие: подготовка школьной презентации по отчету о проделанной работе. 8 занятие: защита полученных результатов, обсуждение, выводы.
Ожидаемые результаты В ходе исследования учащиеся откроют для себя «новые возможности» глаголов. Они увидят, что действие, обозначаемое глаголом, имеет большое количество разных оттенков. картины, в которых есть и движение, и свет, и звук. Анализируя стихотворные произведения художественной литературы, ребята убедятся, что глаголы и глагольные формы не только создают мелодику, ритмику стихотворения, но и рисуют картины, в которых есть и движение, и свет, и звук.
Наблюдая над глаголами в текстах с прямой речью и диалогами, определят их роль в характере героев. Работа над проектом расширит знания о глаголе, обогатит словарный запас обучающихся, повысит интерес к изучению русского языка.
Информационные ресурсы Русский язык. М.Т. Баранов и др.– М. : Просвещение, 2009Русский язык. М.Т. Баранов и др.– М. : Просвещение, 2009 Русский язык: Большой справочник. Т.М. Войтелева. – М. : Дрофа, 1999Русский язык: Большой справочник. Т.М. Войтелева. – М. : Дрофа, 1999 Русский язык в школе. 3, 2001Русский язык в школе. 3, 2001
Спасибо за внимание!