1 Опасные состояния водителей, повышающие риск ДТП Елена Сваткова директор ООО «АвтоДорожный Консалтинг»
2 Состояния водителей, повышающие риск ДТП 1. Опьянение (алкоголь, наркотики) 2. Усталость, утомление, монотония 3. Заболевания 4. Нереалистичный оптимизм 5. Травматический невроз 6. Дистресс 7. Особенности психомоторного восприятия 8. Интерференция навыков 9. Стереотипность мышления 10. Предрасположенность к риску 11. Склонность к превышению скорости 12. Снижение психофизиологических показателей
3 1. Опьянение (алкоголь, наркотики) Причины: Употребление опьяняющих веществ Следствия: Ухудшение физиологических функций (снижение остроты зрения, замедление движений, снижение их точности); Ухудшение психологических функций (притупление ощущений, ослабление внимания). Пути снижения рисков и участники: Информационные кампании (НКО) Контроль (ГИБДД) Наказание (ГИБДД)
4 2. Усталость, утомление, монотония Причины: Монотонная работа Тяжелый или длительный труд Длительное однообразие восприятия Следствия: Ухудшение физиологических и психологических функций (притупление ощущений, ослабление внимания). Пути снижения рисков и участники: Смена деятельности или условий, развитие придорожного сервиса (бизнес, ДО) Регулирование размещения рекламы и объектов в придорожной полосе (ДО) Соблюдение режима труда и отдыха (бизнес, Госавтонадзор)
5 3. Заболевания Причины: Сердечно-сосудистые заболевания, диабет, а также заболевания, сопровождаемые принятием лекарств обезболивающего и успокоительного характера Следствия: Ухудшение физиологических функций Пути снижения рисков и участники: Ужесточение допуска к управлению по состоянию здоровья (здравоохранение) Информирование о побочном воздействии лекарств (здравоохранение)
6 4. Нереалистичный оптимизм Причины: Искаженное восприятие реальности, недооценка риска как результат не информированности и неопытности. Следствия: Создание опасных ситуаций Пути снижения рисков и участники: Информирование (НКО) Обучение (образование) Информационные кампании для групп риска (НКО)
7 5. Травматический невроз Причины: Опыт серьезного ДТП или сумма мелких неудач и неприятностей при управлении автомобилем Следствия: Нарушение эмоционального равновесия, что увеличивает вероятность ошибок при управлении автомобилем Пути снижения рисков и участники: Лечение (здравоохранение)
8 6. Дистресс Причины: Затяжные стрессовые ситуации в различных сферах жизни Следствия: Усталость, вялость, бессонница, головные боли, предчувствие угрозы, беспредметная тоска, ощущение недоброжелательности окружающих, депрессия, состояние страха, потеря уверенности в себе. При таком состоянии вероятность ошибки на дороге чрезвычайно велика Пути снижения рисков: Выходят за рамки области безопасности дорожного движения и определяется общим уровнем качества жизни
9 7. Особенности психомоторного восприятия Причины: Особенности восприятия дорожной ситуации при высоких скоростях, в сумерках, в темное время, при плохой погоде, при ослеплении фарами, на подъемах, спусках, кривых Следствия: Погрешность оценок дистанций и скоростей встречных и попутных автомобилей Пути снижения рисков и участники: Обучение (образование) Дорожное обустройство для сдерживания скоростей на опасных участках (ДО) Дорожное обустройство для защищенности пешеходов (ДО) Светоотражатели для пешеходов (НКО)
10 8 Интерференция навыков Причины: Трудности изменения приобретенных навыков. Следствия: В стрессовых ситуациях более прочные навыки предыдущего опыта вытесняют новые непрочные навыки, в результате чего совершаются ошибки Пути снижения рисков и участники: Гармонизация правил и стандартов (ГИБДД, ДО) Гармонизация в размещении основных узлов управления транспортными средствами (автомобилестроительная отрасль) Повышение однородности дорожных условий (ДО)
1 9. Стереотипность мышления Причина: Подсознательный автоматизм действий на привычных маршрутах Следствие: Не замечаемые водителями изменения на привычных маршрутах: замена и перестановка дорожных знаков, нововведения по организации движения Пути снижения рисков и участники: Необходимость сопровождения изменений информированием, разъяснениями, присутствием сотрудников ГИБДД (ГИБДД, НКО)
Предрасположенность к риску Причины: Два типа рисков: 1. «Осознаваемый», когда человек сознательно подвергает себя риску (выгода) 2. «Неосознаваемый», когда в основе рискованных действий лежит элемент игры и самоутверждения Следствия: Повышенный риск для всех участников дорожного движения Пути снижения рисков: Информирование (НКО) Выявление групп риска (ГИБДД, НКО) Проведение дифференцированных информационных кампаний (НКО) Повышение защищенности пешеходов (ДО)
Склонность к превышению скорости Причины: Два типа превышения скорости: 1. Осознанное нарушение ПДД 2. Ошибка выбора Следствия: Повышенный риск для всех участников дорожного движения Пути снижения рисков: Ужесточение наказаний (ГИБДД) Информирование (НКО) Обучение (образование) Обустройство по сдерживанию скоростей на опасных участках для повышения защищенности пешеходов (ДО)
Снижение психофизиологических показателей Причины: Смена погоды, полнолуние, повышение солнечной активности. Следствия: Снижение психофизиологических показателей человека Пути снижения рисков: Исследования (здравоохранение, научные учреждения)
15 Выводы: Самую серьезную угрозу для Сообщества представляют такие опасные состояния как опьянение и усталость Влияние прочих опасных состояний на уровень аварийности в России не изучено Влияние будет возрастать по мере роста уровня автомобилизации Необходимы: детальность расследования ДТП, изучения, международный опыт Объединение усилий многих участников Необходимо дифференцированное воздействие на факторы риска, что обеспечивает в сумме лучший результат, чем мероприятия общего характера