В нашей работе мы поставили следующие задачи: приобщение учащихся к культуре, к слову; формирование навыков интерпретации художественного текста; расширение творческого потенциала личности; развитие воображения, эстетического вкуса; навыки работы со словарями; формирование опыта углубленного прочтения текста; развитие навыков мыслительных операций; умение сравнивать, анализировать, сообщать; обучение лингвопоэтическому анализу художественного текста.
Формы работы на уроке: 1.Работа по группам (стимулирует познавательную и коммуникативную активность учащихся). 2.Индивидуальная (оценивает исследовательскую отдельной личности). 3.Работа всего класса.
Задания перед уроком: Прочитать текст несколько раз; Выделить ключевые слова; Выписать ключевую фразу; Объяснить афоризм; Описать героев; Придумать другое название; Составить мини – паспорт к слову.
Отправной точкой может быть: Эпиграф к уроку, к тексту; Проблема, поставленная учителем или определенная самими учениками; Образ главного героя; Ключевое слово и его смысл в понимании всего произведения; Концепт к слову; Ключевая фраза.
Инновационный опыт План урока: 1. Чтение и восприятие 2. Анализ произведения 3.Домашнее задание (см. ниже) Отбор и систематизация наиболее значимых слов; обоснование своего выбора; система заданий по формированию навыков интерпретации текста. 3. Творческая работа 1) Сочинение-этюд ко всему произведению, либо к ключевому слову. 2) Словарик к слову (Толкование, синонимы, антонимы, фразеологизмы этимология слов, словообразовательная модель; употребление в художественной литературе) 3) Мини-паспорт к слову.(Толкование слова в различных словарях) 4) Сочинение – эссе (Внутренняя форма слова и его семантика) 5) Лингвокультурологический словарик к слову. (Словарный, контекстуальный, концептуальный Первичное чтение, ознакомление Впечатления Определение лингвопоэтических ключей
Схема составления Лингвокультурологического словаря. Словарный портрет слова Контекстуальный портрет Концептуальный портрет Лексическое значение Этимология слова Устойчивые словосочетания Фразеологизмы Фольклор: Пословицы, поговорки В Библии В художественной литературе В публицистике и философии Подбор однокоренных слов Синонимы Антонимы
Значение слова ЖИЗНЬ в контексте рассказа. Жизнь цветка Одиночество Страдание Голос - благоухание Борьба за жизнь Продолжение рода Радость Труд «Он рос один на пустыре» «… цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям на свои листья.» «Недоставало еды, и мученья его обозначилось в листьях разными цветами.» «… ветер шёл с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни.» «Цветок этот (новый) был живой и терпеливый, как и его отец, и ещё сильнее отца, потому что он жил в камнях.» «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть.» «Лишь один раз в сутки цветок радовался, когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.» Цветок - труженик
Письменная работа. «Обращение Даши к своим друзьям» «Ребята, мне очень нужна ваша помощь», - сказала Даша, вернувшись в лагерь. «Вы готовы помочь существу, который очень в этом нуждается? На пустыре в одиночестве и невероятных условиях борется за свою жизнь маленький неизвестный цветок. От нашего участия зависит его судьба. Наши добрые сердца должны откликнуться на его помощь.» Кузьмин С. 6-а класс «Полная впечатлений от встречи с неизвестным цветком, Даша поспешила в пионерский лагерь. Глаза девочки были полны тревоги, и поэтому ребята собрались вокруг нее с вопросом: - Что случилось? - Вы даже не представляете, что я сейчас видела. Там на пустыре, среди камней и глины, растет чудесный цветок, который позвал меня к себе. Он очень маленький и похож на звездочку. Ребята, милые, давайте поможем ему, удобрим землю, польём. Пусть живёт это замечательное создание и радует нас. Есенкова О. 6а Кл.
Сочинение – этюд. «Какое открытие помог Вам совершить Платонов в самих себе?» После прочтения сказки-были «Неизвестный цветок» мне почему - то сразу захотелось делать добрые дела. Для меня стало важным помочь людям, которые в этом нуждаются. Я охотно помогла бабушке подмести пол, сходила в магазин за хлебом. Впервые самостоятельно сделала уроки. Как будто какой-то винтик во мне вращался и заставлял делать и делать добрые дела. Оказывается так просто приносить пользу людям и не надо в этом искать никакого открытия. Оганисян Т. 6а Кл.
Диагностика В ноябре 2006 г. В ноябре 2007 г.
Мнения ребят: Никогда не думала, что работа со словарями такая интересная! Это настоящий клад для русского слова. Уроки стали больше нравиться, появилось много времени для творчества и работы со словарём. Эти уроки развивают память, помогают глубже разобраться в произведении, в своих и авторских мыслях и чувствах, в культурном наследии моего народа. Впервые стал сопоставлять свои поступки с поступками героев. Учусь постигать авторский замысел.
Результаты работы. 1.Наладилось более тесное общение между учителем и учеником. 2.Заметно усилился интерес к художественной литературе. 3.Изменилось отношение к работе с художественными произведениями. 4.Научились анализировать и сравнивать, опираясь на текст произведения. 5.Обрели навыки работы со словарем. 6.Расширился творческий потенциал школьников. 7.Уроки стали интересными и своеобразными. 8.Появилась экономия времени при изучении больших произведений.