Задания итоговой аттестации в 9-м классе проверяют: лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, словарем и грамматическим строем; соблюдение языковых норм; коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Экзаменационная работа по русскому языку в форме ГИА состоит из 3 – х частей: Часть 1 – сжатое изложение по прослушанному тексту.
Часть 2 – задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким ответом (В1 – В9), выполняемые на основе прочитанного текста.
Часть 3 – (С 2.1 или С 2.2)- задания открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющие умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста: сочинение на лингвистическую тему или сочинение – рассуждение, связанное с анализом исходного текста (прочитанного).
1 часть (сжатое изложение) требует от ученика Умения выделять микротемы в тексте Определять в них главное, существенное Отсекать второстепенное То есть отбирать лексические и грамматические средства, дающие возможность связно и кратко передать прослушанную информацию Владеть нормами орфографии и пунктуации
Вторая и третья части работы Выполняются на основе одного прочитанного текста, который тематически связан с прослушанным, но представляет раскрытие общей темы несколько иначе.
Вторая часть экзаменационной работы Задания с выбором ответа (А1-А7) Задания с кратким ответом (В1-В9) Необходимо выбрать один ответ из четырёх предложенных Нужно записать найденный ответ цифрами или словами
Третья часть работы содержит два альтернативных творческих задания Сочинение С 2.1 Сочинение С 2.2 Оба задания проверяют умение школьников строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст
Распределение заданий по частям работы Части работы Число заданий Максимальный первичный балл Типы заданийПримерное время выполнения Часть 1 1 (изложение ) 7 Задание с развернутым ответом 90 мин. Часть 2 7(тесты): А1-А7 7 Задания с выбором ответа 85 мин. 9 В1-В9 9 Задания с кратким ответом Часть 3 1 (сочинение): С 2.1 или С Задание с развернутым ответом 65 мин. Части 1 и 3 (изложение и сочинение) 10 баллов за практическую грамотность и фактическую точность речи Итого: мин.
На выполнение экзаменационной работы отводится 4 часа (240 минут). На экзамене разрешается пользоваться орфографическим словарем. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, - 42.
Перерасчет первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5» Общий балл , из них не менее 4 баллов по критериям ГК1-ГК , из них не менее 6 баллов по критериям ГК1-ГК4
Условия проведения экзамена На экзамен по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи. Организатором проведения экзамена должен быть педагог, не преподающий русский язык и литературу.
Действия экзаменуемыхПримерное время Прослушивают исходный текст. Во время чтения текста экзаменуемым делают записи в черновике. 2,5-3 минуты Работают с черновиками.3-4 минуты Прослушивают исходный текст.2,5-3 минуты Пишут сжатое изложение. Часть 1
Часть 2 и 3 Учащиеся знакомятся с текстом для чтения, который предъявляется каждому из них в распечатанном виде. Экзаменуемым предлагается выполнить задания, связанные с содержательным и лингвистическим анализом прочитанного текста. Во время испытаний при выполнении всех частей работы экзаменуемые имеют право пользоваться орфографическим словарем.
Инструкция по выполнению работы Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе. Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1-А7) и 9 заданий с кратким ответом (В1- В9). К каждому заданию с выбором ответа (А1-А7) даны 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в экзаменационной работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа. Ответы к заданиям В1-В9 Вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания в экзаменационной работе в отведённом для этого месте словами или цифрами. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Приступая к части 3 работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаю Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы. Советую выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Распределение экзаменационных заданий по уровню сложности Уровни сложности Задания Максимальный первичный балл БазовыйЧасть 1, Часть =33 ВысокийЧасть 39
Содержание заданий А1-А7 Тестовое задание Проверяемые элементы содержания А 1Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста А 2Анализ текста. Лексическое значение слова А 3Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности А 4Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова А 5Правописание корней. Правописание словарных слов А 6Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание А 7Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н-/-НН-. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени
Содержание заданий В1-В9 Тестовое задание Проверяемые элементы содержания В 1Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению В 2Словосочетание В 3Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения В 4Осложненное ПП В 5Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения В 6Синтаксический анализ СП В 7Пунктуационный анализ. Знаки препинания в ССП и СПП В 8Синтаксический анализ СП В 9СП с разными видами связи между частями
Статистическая трудность тестовых заданий ( 2011 г.) Процент несправившихся Проверяемые элементы содержания 5 %Синонимы, антонимы 8 – 9 %Знаки препинания в ПП, правописание приставок 9 – 11 %Смысл текста; ПП осложненное, СП 15-17%Средства выразительности; выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой общения, правописание суффиксов, грамматическая основа, ПП осложненное, СП 20-21%Правописание корней, словосочетание 36%Знаки препинания в СПП