Посвящается Всероссийскому Дню баяна, аккордеона и гармоники
Без этого инструмента и его разновидностей - баяна и аккордеона, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно было раньше представить себе ни концерта художественной самодеятельности, ни вечера в сельском клубе... Кажется, что гармонь существовала всегда… Христиан Фридрих Людвиг Бушман Гармоника родилась в Берлине в 1822 году. Мастер по настройке фортепиано и органов Христиан Бушман изобрел губную гармонику, чтобы облегчить настройку органов: это была маленькая коробочка с встроенным в нее металлическим язычком. Позже Бушман понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. Так мастер, облегчая себе труд, пришел к новой форме музыкального инструмента. А было ему в ту пору всего 17 лет...
Гармоника - родственница самого величественного музыкального инструмента - органа, а еще больше – фисгармонии. Разновидностей гармоники очень много: венская двухрядная, русские - тальянка, ливенка, тульская, саратовская, и, наконец, баян и аккордеон. Отличаются друг от друга они размерами, расположением клавиш и кнопок, количеством рядов кнопок (отсюда названия - двухрядка, трехрядка). Особенность гармоники – при нажатии одной клавиши-кнопки на левой клавиатуре извлекается не один звук, а целый аккорд. В первой половине XX века гармоники были широко распространены повсеместно… В каждом селе был свой гармонист. Понятия "гармошка", "гармонист" приобрели качества исконных фольклорных, народ их опоэтизировал в стихах и песнях.
Баян появился на свет в 1907 году. Родом он из старинного русского города Тулы, славного всяческими ремеслами. Вышел из многочисленной семьи Гармошек. А сотворил его гармошечных дел мастер Петр Стерлигов. Да не по своей прихоти, а по заказу артиста Орландского- Титаренко. Этот артист необыкновенно хорошо играл на гармошках русские народные песни. Но мечту имел играть еще искуснее. Так появился на свет наш герой. И дали имя ему, новорожденному, не какое-нибудь, а гордое, в честь древнерусского певца- сказителя Бояна. Да таким ловким, звучным получился инструмент, что его скоро узнала вся Россия. Имя этого инструмента - БАЯН. Обращаем внимание: имя былинного певца пишется через «о» Боян, название инструмента всегда пишется через «а» Баян.
Гармонь, баян - дуэт Российский, И голоса, как на подбор. Она погромче, он - потише, Такой меж ними уговор. Живая музыка награда, Бальзам для сердца и души. Сотворена самой природой, Любуйся ею, не спеши. Я сам играю на баяне, Когда сомненья давят грудь Возьму баян и поиграю И станет легче жизни путь. Гармонь, баян, меха и кнопки, Еще ремни через плечо. Друзья вы наши дорогие, Нам с вами очень хорошо.
Аккордеон - это клавишно-духовой музыкальный инструмент, имеющий две клавиатуры: кнопочную - для левой руки, клавишную, фортепианного типа, - для правой. Аккордеон по своему виду напоминает баян, по техническому устройству относится к гармони, клавишами близок к фортепиано, способностью переключать регистры напоминает орган. С историей возникновения аккордеона тесно связано имя Франтишка Киршника: мастер- ремонтник, он не имел своей мастерской, а переезжал из страны в страну, из города в город, где занимался настройкой и ремонтом органов и клавикордов. Вместе с тем у него был огромный опыт в ознакомлении с различными устройствами, конструкциями, приспособлениями и механизмами, он был высококвалифицированным и уважаемым мастером в среде специалистов. В 1770-х гг., работая в мастерской, предоставленной ему для научных опытов и экспериментальной работы Х.Кратценштейном, известным в то время физиком-акустиком и медиком, он изобрел язычковые планки (создал новую по сути конструкцию). Затем Киршник изобретает маленький орган на основе этого принципа звукоизвлечения и с ним в 1782 г. приезжает в Петербург, где знакомит с новинкой музыкантов и мастеров, которые подхватывают новый принцип звукообразования и начинают приспосабливать его по своему вкусу и возможностям к своим изобретениям. В 1797 г. Франтишек Киршник вкладывает опыт изготовления язычковых планок в создание новых музыкальных инструментов - ручных гармоник.
Сохранились сведения в письме Андрея Тургенева (от 6 февраля 1802г.) о том, что в Петербурге юная графиня Авдотья Николаевна Свечина играла ему на такой гармонике русские народные песни «Выйду ль я на реченьку», «Я по жёрдочке шла» и другие (гармоника находилась в доме несколько лет). Игра на столь необычном романтическом инструменте с приятным, нежным выразительным звучанием, глубоко трогала сердце молодого человека … В России в 1800 гг. игра на гармониках была уже широко распространена, и было организовано их стабильное производство в Туле. Возможно, принцип звукообразования был открыт и сконструирован здесь, в России параллельно опытам Ф. Киршника.
В 1821 году одним из первых изобретателей губных гармоник (которые имеют огромную популярность и в наши дни) стал Фредерик Бушман из Берлина. Он назвал свое новое изобретение "Аурой". Звук инструмента извлекался язычками свободно проскакивающими через отверстие в рамке под давлением струи воздуха вдыхаемой музыкантом. Гармоника получила разновидности диатонической и хроматической. В 1822 году Бушман, приделав кожаный мех к своему усовершенствованному камертону для настройки, изобретает маленькую ручную гармонику и совершенствует её. Первая гармоника напоминала гофрированный кубик с тремя складками, двумя деревянными планками по бокам и медными клапанами на них. Внутри гармоники находились язычки, настроенные на определённый тон.
Свое имя аккордеон получил в 1829 году, когда в Вене мастер Кирилл Демиан изготовил вместе с сыновьями Гвидо и Карлом гармонику с аккордовым аккомпанементом в левой руке и назвал ее «аккордеон» (по-французски accordeon означает «ручная гармоника»). Он тут же подал заявку на инструмент и получил патент на свое изобретение (6 мая 1829 г.) и исключительные права на производство аккордеонов. Именно с этого времени, все гармоники, имевшие аккордовый аккомпанемент, во многих странах стали называться аккордеонами. Точная копия первого аккордеона К.Демиана Первый аккордеон имел только 5 кнопок, и каждая кнопка играла 2 аккорда: один аккорд при сжатии мехов и другой - при растяжении мехов. Поэтому на нем можно было играть только очень простые мелодии.
Аккордеон – Волшебное Творенье Рук золотых Великих Мастеров! Их не покинет Вдохновенье, А музыкантов – Восхищенье и Любовь! Аккордеон! Ты – чудо из чудес! Подарок Миру, Музы наслажденье! Возносишь душу до небес!... Ты – блеск, экспрессия и наваждение! Звучит синьор аккордеон, Далекий брат органа он. Он носит клавиши и кнопки, И нрав его совсем не робкий. Певучи звуки, громогласны, Они торжественны, прекрасны. То скрипки, то виолончели То слышатся в них флейты трели… Прекрасен в мастерстве своем, Звучит оркестр целый в нем. Аккордеон как волшебство, Все звуки собраны в него.
Русские слова "гармонь" и "баян" звучат на английском - accordion, на французском и испанском - accordeon, на немецком и польском – akkordeon, на итальянском - fisarmonica, на датском - harmonika, на финском – harmonikka. Голландцы (accordeon), ирландцы (caird;n), латыши (akordeons) – тоже гармонь называют аккордеоном. Совсем экзотично гармонь и баян называются у норвежцев – trekkspill, у шведов - dragspel.