Реализация элементов технологии развития критического мышления на уроках математики Куракина Н.Ю. учитель математики МКОУ ООШ д.Большой Порек Кильмезского района
«Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, актуальными везде и всегда- это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция» И. О. Загашев
Фазы ТРКМ Стадия вызова Пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта Стадия осмысления содержания Получение новой информации, осмысления Стадия рефлексия Присвоение новых знаний Формирование собственного отношения к изученному
Приемы технологии РКМ Кластера (систематизация материала в виде схемы, таблицы) Инсерт Верные и неверные утверждения Перепутанные логические цепочки Граф Карусель (групповая работа по кругу) Понятийное колесо ( схема) Зигзаг Синквейн (пятистрочный «белый» стих) Дерево предсказаний Т-таблица ( сходства и различия) Окно Джогарри (рефлексивное окно) Фишбоун (рыбный скелет) (голова-вопрос темы, косточки-основные понятия, хвост-ответ на вопрос)
Приём Верные и неверные утверждения Верно ли, что 2 х2 =2 3 х3²=3³0 :4=4 (-2)³х(- 2)² =2 (5 )³ =5 (()²)² =( -) 4³ х2³ =8³ Х³ хУ² =х а х(а )³ =а 4²=(-2) (-6)
Приём Кластер
Прием Кластер треугольники остроугольный равнобедренный три стороны прямоугольный равносторонний три угла
Приём Карусель группы получают 4 схемы «Кластер» Задача-вписать любое из известных свойств и передать параллелограмм прямоугольник ромбквадрат
Приём «Перепутанные логические цепочки» Направлен на развитие умений строить логическую цепь рассуждений, доказательств.
Прием «Понятийное колесо» Схема появляется в результате объяснения учителя или учащиеся самостоятельно достраивают схему, извлекая информацию из учебника ккккккккск вектор коллинеарные Длина вектора Равные вектора сонаправленные Противоположно- направленные Сложение, вычитание, умножение на число
Приём «Граф» упорядочение изучаемой информации Свойства степеней с натуральным показателем Умножение степеней Деление степеней Возведение степени в степень Возведение в степень произведения Возведение дроби в степень формулы Номера заданий
Прием « Инсерт» Читая текст, делают пометки + это я знал - я это не знал ! это меня удивило ? Хотел бы узнать подробнее Неполные квадратные уравнения решениеКоличество корней пометка 10х²=0х²=0 Х=0 1+ 6х²+12х=06х(х+2)=0 Х=0 или х=-2 2+ х²-25=0Х²=25 х=25=5 Х=-25=-5 2! х²+9=0х²=-9нет?
Прием «Синквейн» Синквейн- пятистрочный белый стих (1 существительное темы; 2 прилагательных или причастия, раскрывающих тему; 3 глагола, описывающие действия, относящиеся к теме; предложение из 4 слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод. Тема «Теорема Пифагора» Тема «Симметрия» Прямоугольный треугольник Симметрия равнобедренный, египетский осевая, центральная (красивая) обозначать, находить, измерять строить, удивляет, завораживает важно знать теорему Пифагор постоянно встречается в жизни
Прием «Дерево предсказаний» Предложите различные способы доказательства площади трапеции
Литература Загашев И.О., Заир-Бек С.И. критическое мышление: технология развития. –СПб: Издательство «Альянс Дельта» 2003 Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб: Издательство «Альянс Дельта» 2003 Статьи журнала «Новое образование» годы.
Спасибо за внимание