Маршалова Г.И. МОУ гимназия 1 г. Балашова РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ФОРМИРОВАНИИ УДД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Что такое рефлексия? Слово «рефлексия» происходит от латинского «reflexio» – обращение назад. Рефлексия – это размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания (С.И. Ожегов. Словарь Русского языка).
В современной педагогике под рефлексией понимают: осознание смысла и способа собственной деятельности, объективная оценка своих результатов, обнаружение проблем.
Цели рефлексии: сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими; собрать в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым; уйти с урока с зафиксированным результатом. Рефлексия осуществляется не только в конце урока, но и на любом его этапе.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия деятельности Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия настроения и эмоционального состояния Этапы урока: в начале урока в конце деятельности Приёмы:
Фразы из рефлексивного экрана: Было интересно… Меня удивило… Материал урока мне был… Мне больше всего удалось… Моё настроение… Могу похвалить своих одноклассников…
Рефлексия деятельности Этапы урока: проверка домашнего задания защита проектных работ в конце урока Приёмы:
У меня получилось… Я научился… Сегодня на уроке я смог… Урок дал мне для жизни… За урок я… Фразы из рефлексивного экрана:
Рефлексия содержания учебного материала Этапы урока: изучение учебного материала Приёмы: дерево целей я не знал… теперь я знаю…
Сегодня я узнал… Я выполнял задания… Теперь я могу… Я научился… Для меня было открытием то, что… Мне показалось важным… Фразы из рефлексивного экрана:
Приёмы проведения рефлексии «Плюс – минус – интересно» «П» записывается всё, что понравилось на уроке «М» записывается всё, что не понравилось на уроке «И» учащиеся записывают все любопытные факты «Ответьте на вопросы» Кто? Что? Как? Зачем? Почему? Когда? Где? «Комплимент» Комплимент-похвала Комплимент в чувствах Комплимент деловым качествам
Формы рефлексии Индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу) Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения результата в решении поставленной задачи (какую помощь в работе оказал (имя)
Способы обучения рефлексии Устное обсуждение. Рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока. Письменное анкетирование.
Цели развития рефлексии выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию; развитие оценочной деятельности одноклассников; выявление самооценки детей; выделение детьми критериев оценки; развитие умений оценивать по критериям; выявление причин для преодоления имеющихся трудностей;
Универсальные учебные действия Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ
Образовательный эффект рефлексии Рефлексия создаёт условия для внутренней мотивации на деятельность. Рефлексия помогает ученикам осмыслить получаемые результаты. Рефлексия помогает наметить цели будущей работы, «соединить» результаты с целями.
Спасибо за внимание! Успехов!
Рефлексия «Ресторан» «Я съел бы еще этого…» «Больше всего мне понравилось…» «Я почти переварил…» «Пожалуйста, добавьте…»