Урок в 5 классе на тему « - ТСЯ, - ТЬСЯ в глаголах». Урок разработан учителем русского языка и литературы, первой квалификационной категории МБОУ « Шварцевская СОШ» Киреевский район Тульская область Дубоносовой А.В.
Цель урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания – ться и - тся в глаголах. Задачи: 1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы; 2) развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость; 3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг к другу через работу над пословицами.
Ход урока: Организационный момент. Повторение изученного материала.. Расскажите о глаголе: Глагол- это… Глаголы изменяются по…. Инфинитив- это… Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы… В предложении глагол чаще всего является...
Расскажите о глаголе: Глаголы изменяются по…и…. Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы… Глаголы будущего времени отвечают на вопросы… Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы…и изменяются по …и …
Расскажите о глаголе: Какие глаголы называются (не)переходными? Какие глагольные орфограммы вы знаете? Что можно сказать о правописании глаголов 2 л., ед. ч., настоящего времени?
Двадцать пятое сентября. Классная работа. Громко прозвенел звонок, Он позвал нас на урок. Парта у меня в порядке: И учебник, и тетрадки. Я настроился, готов Слушать весь у вас урок.
Орфографическая минутка. Орфографическая минутка. Абъявление Начинаетца запесь вкружёк знотоков рускава езыка. Исправьте ошибки, объясните орфограммы.
Объявление Начинается запись в кружок знатоков русского языка.
Синтаксический разбор предложения. Составить из слов предложения, изменив форму настоящего времени глагола на форму прошедшего времени.
В нашем саду наступила золотая осень.
Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороват…ся: - Доброе утро – улыбчивым лицам. И каждый становит…ся Добрым, доверчивым. Доброе утро продлит…ся до вечера!
Окончание глаголов Как же нам быть с этим знаком, Ставить его или нет? Надо, чтобы сами глаголы Людям давали ответ. Э.Н.Успенский
« Правописание -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах». Тема урока
Цели урока: Условия выбора правописаний –тся и –ться. Находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос. Правильно произносить и писать глаголы на –тся, -ться.
Лингвистическая задача. Ученик мчит..ся в школу. Он будет хорошо учит..ся. Мама его обрадует..ся. Из прилежного ученика получит..ся хороший человек!
Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся- буква «Ь» НЕ ПИШЕТСЯ. Если глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «Ь» ПИШЕТСЯ. Способны (что делать?) учиться (Неопр.ф.) Брат (что делает?) учится (3-е л.)
переносица переносится водица водиться спица спится
Распределительный диктант. Существительное. Глагол. Болит переносица, собрание переносится; Чистая водица, не стоит с ним церемониться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.
глаголы -тся-ться Смеят…ся, улыбат…ся, влюблят…ся, возвысит…ся, веселит…ся, всколыхнут…ся, он хвалит…ся, боят…ся, нравит…ся, вернут…ся, соревнует…ся, грет…ся.
Физкультминутка.
Работа с учебником. Упражнение.
Друзья познают(?)ся в беде. Трус своей тени боит(?)ся. Всякий человек в деле познает(?)ся. У него из рук валит(?)ся. Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся. За все брат(?)ся - ничего не сделать. Задание: запишите пословицы, вставляя, если нужно «Ь».
Исправим ошибки в тексте. Взоопарке проживает много звирей. Крошечные медвежата ризвятся в своей клетке. Львёнок Сенечка пытаеться укусить свою маму. Обезьяна держиться за ветку и сладко спит. Симейство тигров дружна умываеться. Интересно ухаживать за жывотными и заботится о них.
Кланяется, кланяется – придет домой, растянется. (топор). Два братца глядятся, а вместе не сойдутся. (пол и потолок). Два брата купаются, а третий на берегу валяется. (ведра и коромысло).
Самооценка. Оцените свои знания: «5» - Я всё понял(а) и могу объяснить другому. «4» - Я понял(а), но не могу объяснить другому. «3» - Я не понял(а) ничего.
Два медведя в одной берлоге не (ужиться). Солнышко нас не (дожидаться). Что знаешь, того и знать не (хотеться). Не (гоняться) слон за мышью. Добрый пастух не о себе (печься), о скотине. От малого большое (зарождаться). Хвали сон, когда (сбыться). Перепишите, ставя глаголы в личной форме настоящего или будущего времени.
Домашнее задание: 1)Запишите по 10 глаголов на -тся- и – ться. 2) Выучить правило, используя алгоритм.