Презентацию подготовила учитель русского языка МОБУ СОШ 24 имени С.И.Климакова г. Якутска Кузнецова Инна Олеговна Путешествие по загадочной стране «Синтаксиса и пунктуации» (5 класс)
Терминологическая разминка Синтаксис изучает строение словосочетаний и ______________.
Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений.
Правильно расставлять знаки препинания учит ______________.
Правильно расставлять знаки препинания учит пунктуация.
Словосочетание – это два и более слов, связанных по _________ и _________.
Словосочетание – это два и более слов, связанных по смыслу и грамматически.
________ и __________- главные члены предложения. Дополнение, определение и обстоятельство – это ________.
Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Дополнение, определение и обстоятельство – это второстепенные члены предложения.
В простом предложении_________ грамматическая основа. В сложном предложении - _________,в отличие от простого.
В простом предложении одна грамматическая основа. В сложном предложении – две и более грамматических основ.
Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, являющиеся одним членом предложения и относящиеся к одному слову называются _______________.
Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, являющиеся одним членом предложения и относящиеся к одному слову называются однородными членами предложения.
Расставьте знаки: П а. А П? П! а
«П», - а. А: «П?» «П!» - а.
О но О. О О О О. О и О О и О.
О, но О. О, О, О, О. О и О, О и О.
Цели Обобщение знаний по теме Синтаксис. Пунктуация. Повторить теоретические сведения о главных и второстепенных членах предложения, их признаках; Закрепить умение составлять словосочетания изученных видов; находить грамматическую основу и второстепенные члены предложения; Безошибочно ставить запятую в изученных синтаксических конструкциях. Развивать словарный запас, коммуникативные умения.
Обратимся к словарю Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок») В предложениях слова объединяются в словосочетания. Предложения образуются из слов и словосочетаний.
Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Укажите главное и зависимое слово, задайте вопрос. Счастливые минуты мы проводим за письменным столом.
Определите вид словосочетаний проводим (за чем?) за столом; за столом (каким?) письменным; проводим (что?) минуты; минуты (какие?) счастливые.
Распределите группы слов я не сомневался золотая роща несут хлеб встречались часто на тропинке были в гостях пошёл быстро
Проверь себя Словосочетания золотая роща несут хлеб встречались часто были в гостях пошёл быстро Не являются словосочетаниями на тропинке я не сомневался
Восстановите строки Зима, пора, недаром, Прошла, злится, её, Весна, со двора, гонит, И, стучится, в окно всё, И, Зиму, засуетилось, нудит, Всё, вон, жаворонки, трезвон, в небе, Уж, подняли, И.
Докажите, что это предложения Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Ф. И. Тютчев
Состав предложения: Грамматическая основа ПодлежащееСказуемое Односоставное Двусоставное
Найди грамматическую основу Вода в лесном ручье холодна и прозрачна. В январский день солнце светит, но не греет. Птицы – наши друзья. Отец с сыном шли по дороге. Три сестрицы под окном пряли поздно вечерком. Вечереет. Зима.
Произведите разбор Утром и вечером в тёмном хвойном лесу хлопочут проворные белки.
Древнерусское письмо Рассмотрите текст древнерусской рукописи. Сделайте вывод об особенностях строения предложений и текста в целом.
Слова не отделялись друг от друга. Не было знаков препинания.
Знаки препинания
Обратимся к словарю Пунктуация (от лат. рunctum – «точка») раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки. Пунктограмма (от лат. «рunctum » точка, греч. «грамма» знак, буква).
Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете?
По цели высказывания предложения бывают: Повествовательные Побудительные Вопросительные
Определите по первым словам вид предложения по цели высказывания: Каким будет … Идите собирать … Зачем приехали … Осень пришла … Давайте поговорим …
Быль или небылица о том, как от запятой зависела жизнь человека.
Что же значит запятая?! Очень-очень странный вид Речка под окном горит Чей-то дом хвостом виляет Пёсик из ружья стреляет Мальчик чуть не слопал мышку Кот в очках читает книжку Старый дед влетел в окно Воробей схватил зерно Да как крикнет улетая Вот что значит запятая!
Очень-очень странный вид: Речка под окном, горит Чей-то дом, хвостом виляет Пёсик, из ружья стреляет Мальчик, чуть не слопал мышку Кот, в очках читает книжку Старый дед, влетел в окно Воробей, схватил зерно Да как крикнет, улетая: « Вот что значит запятая!»
Расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений 1.Сила свет красота ночи стали ослабевать. 2. Зимнее солнце светит но не греет. 3. Ветер срывал с берёз мокрые и пахучие листья. 4. Блеснула молния и загремел гром. 5. Незнайка что ты тут написал? 6. Сказки любят читать все и взрослые и дети и старики. 7. Приплыла к нему рыбка, спросила Чего тебе надобно старче?
Подведем итоги: 1.О чём мы сегодня говорили? 2.Какой раздел языкознания изучает строение предложений и словосочетаний? 3.В чем важность знаков препинания? 4.На какие виды делятся знаки препинания? 5.Что мы знаем о предложении? 6.Какие бывают сложные предложения?
Домашнее задание: Подготовиться к контрольной работе (в форме ГИА) по теме «Синтаксис и пунктуация»
Источники Волина В.В. Веселая грамматика.- М.: Знание, 1995 Влодавская Е.А. Дидактический материал по русскому языку. 5 класс. – М.: «Экзамен», 2014 Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд., перераб. –М.: ВАКО, 2013 Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобр. учрежд. В 2ч. – Просвещение, 2012г. Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие.- М.: Дрофа. 2004
Интернет – ресурсы: свеча угловая виньетка с листьями глобус книги перо, чернильница Сайт: