Презентацию подготовила учитель русского языка МОБУ СОШ 24 имени С.И.Климакова г. Якутска Кузнецова Инна Олеговна Путешествие по загадочной стране «Синтаксиса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Синтаксис. Пунктуация ». Лингвистическая сказка С, ты, учиться, если, работать, жизнь, полезный, охотно, для отдыхать, правильно, умело, и, сделать,
Advertisements

Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Синтаксис. Пунктуация. Урок русского языка. 5 класс.
Выборы командира 5 класса МБОУ «СОШ 2» п.Энем Классный руководитель Косырихина Б.Ч.
СИНТАКСИС, ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Развитие речи. ТИПЫ ТЕКСТА ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ.
Балакирева Татьяна Анатольевна, МОУ СОШ 256 г. Фокино Урок русского языка в 5 классе Синтаксис и пунктуация Ковалёва Анна Фёдоровна учитель русского языка.
До введения в России книгопечатания в рукописных текстах знаков препинания было мало. В печатных текстах сразу стали употребляться почти все те знаки,
Таран Юлия Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 19 г.Новоалтайска Алтайского края» Урок русского языка в 3 «В» классе по УМК «Школа России»
План-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме: Словосочетание
1. В каком ряду на месте пропуска пишется одна и та же буква 1. В каком ряду на месте пропуска пишется одна и та же буква 1. 1.А) в землянк_, у землянк_,
– это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически Словосочетание.
Балакирева Татьяна Анатольевна, МОУ СОШ 256 г. Фокино Урок русского языка в 5 классе к УМК под ред. Бабайцевой на тему: « Синтаксис и пунктуация»
Балакирева Татьяна Анатольевна, МОУ СОШ 256 г. Фокино Урок русского языка в 5 классе к УМК под ред. Бабайцевой на тему: « Синтаксис и пунктуация» Балакирева.
Зачем нужны знаки препинания. Очень-очень странный вид речка за окном горит чей-то дом хвостом виляет песик из ружья стреляет мальчик чуть не слопал мышку.
Цели: сформировать понятие о пунктуации русского языка; выработать навыки правильной постановки знаков препинания. Урок в 5 классе по теме: «Пунктуация».
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему: Синтаксис. Пунктуация.
Урок – путешествие Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»
Простое и сложное предложение. Презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Простое и сложное предложение. Роль союза «и» в предложении» Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Простое и сложное.
- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд, который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы.
Транксрипт:

Презентацию подготовила учитель русского языка МОБУ СОШ 24 имени С.И.Климакова г. Якутска Кузнецова Инна Олеговна Путешествие по загадочной стране «Синтаксиса и пунктуации» (5 класс)

Терминологическая разминка Синтаксис изучает строение словосочетаний и ______________.

Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений.

Правильно расставлять знаки препинания учит ______________.

Правильно расставлять знаки препинания учит пунктуация.

Словосочетание – это два и более слов, связанных по _________ и _________.

Словосочетание – это два и более слов, связанных по смыслу и грамматически.

________ и __________- главные члены предложения. Дополнение, определение и обстоятельство – это ________.

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Дополнение, определение и обстоятельство – это второстепенные члены предложения.

В простом предложении_________ грамматическая основа. В сложном предложении - _________,в отличие от простого.

В простом предложении одна грамматическая основа. В сложном предложении – две и более грамматических основ.

Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, являющиеся одним членом предложения и относящиеся к одному слову называются _______________.

Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, являющиеся одним членом предложения и относящиеся к одному слову называются однородными членами предложения.

Расставьте знаки: П а. А П? П! а

«П», - а. А: «П?» «П!» - а.

О но О. О О О О. О и О О и О.

О, но О. О, О, О, О. О и О, О и О.

Цели Обобщение знаний по теме Синтаксис. Пунктуация. Повторить теоретические сведения о главных и второстепенных членах предложения, их признаках; Закрепить умение составлять словосочетания изученных видов; находить грамматическую основу и второстепенные члены предложения; Безошибочно ставить запятую в изученных синтаксических конструкциях. Развивать словарный запас, коммуникативные умения.

Обратимся к словарю Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок») В предложениях слова объединяются в словосочетания. Предложения образуются из слов и словосочетаний.

Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Укажите главное и зависимое слово, задайте вопрос. Счастливые минуты мы проводим за письменным столом.

Определите вид словосочетаний проводим (за чем?) за столом; за столом (каким?) письменным; проводим (что?) минуты; минуты (какие?) счастливые.

Распределите группы слов я не сомневался золотая роща несут хлеб встречались часто на тропинке были в гостях пошёл быстро

Проверь себя Словосочетания золотая роща несут хлеб встречались часто были в гостях пошёл быстро Не являются словосочетаниями на тропинке я не сомневался

Восстановите строки Зима, пора, недаром, Прошла, злится, её, Весна, со двора, гонит, И, стучится, в окно всё, И, Зиму, засуетилось, нудит, Всё, вон, жаворонки, трезвон, в небе, Уж, подняли, И.

Докажите, что это предложения Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Ф. И. Тютчев

Состав предложения: Грамматическая основа ПодлежащееСказуемое Односоставное Двусоставное

Найди грамматическую основу Вода в лесном ручье холодна и прозрачна. В январский день солнце светит, но не греет. Птицы – наши друзья. Отец с сыном шли по дороге. Три сестрицы под окном пряли поздно вечерком. Вечереет. Зима.

Произведите разбор Утром и вечером в тёмном хвойном лесу хлопочут проворные белки.

Древнерусское письмо Рассмотрите текст древнерусской рукописи. Сделайте вывод об особенностях строения предложений и текста в целом.

Слова не отделялись друг от друга. Не было знаков препинания.

Знаки препинания

Обратимся к словарю Пунктуация (от лат. рunctum – «точка») раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки. Пунктограмма (от лат. «рunctum » точка, греч. «грамма» знак, буква).

Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете?

По цели высказывания предложения бывают: Повествовательные Побудительные Вопросительные

Определите по первым словам вид предложения по цели высказывания: Каким будет … Идите собирать … Зачем приехали … Осень пришла … Давайте поговорим …

Быль или небылица о том, как от запятой зависела жизнь человека.

Что же значит запятая?! Очень-очень странный вид Речка под окном горит Чей-то дом хвостом виляет Пёсик из ружья стреляет Мальчик чуть не слопал мышку Кот в очках читает книжку Старый дед влетел в окно Воробей схватил зерно Да как крикнет улетая Вот что значит запятая!

Очень-очень странный вид: Речка под окном, горит Чей-то дом, хвостом виляет Пёсик, из ружья стреляет Мальчик, чуть не слопал мышку Кот, в очках читает книжку Старый дед, влетел в окно Воробей, схватил зерно Да как крикнет, улетая: « Вот что значит запятая!»

Расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений 1.Сила свет красота ночи стали ослабевать. 2. Зимнее солнце светит но не греет. 3. Ветер срывал с берёз мокрые и пахучие листья. 4. Блеснула молния и загремел гром. 5. Незнайка что ты тут написал? 6. Сказки любят читать все и взрослые и дети и старики. 7. Приплыла к нему рыбка, спросила Чего тебе надобно старче?

Подведем итоги: 1.О чём мы сегодня говорили? 2.Какой раздел языкознания изучает строение предложений и словосочетаний? 3.В чем важность знаков препинания? 4.На какие виды делятся знаки препинания? 5.Что мы знаем о предложении? 6.Какие бывают сложные предложения?

Домашнее задание: Подготовиться к контрольной работе (в форме ГИА) по теме «Синтаксис и пунктуация»

Источники Волина В.В. Веселая грамматика.- М.: Знание, 1995 Влодавская Е.А. Дидактический материал по русскому языку. 5 класс. – М.: «Экзамен», 2014 Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд., перераб. –М.: ВАКО, 2013 Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобр. учрежд. В 2ч. – Просвещение, 2012г. Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие.- М.: Дрофа. 2004

Интернет – ресурсы: свеча угловая виньетка с листьями глобус книги перо, чернильница Сайт: