Теорема Пифагора – математика или искусство Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. А.С.Пушкин
Зачем геометрии вдохновение? Зачем геометрии вдохновение? 1) Каковы исторические факты жизни Пифагора? 2) Какую роль сыграл Пифагор в «судьбе» знаменитой теоремы? 3) Какое значение теорема Пифагора имеет для геометрии? повседневной жизни? 4) Можно ли доказать теорему Пифагора с помощью разрезанных моделей? 5) Какие поэты посвятили стихи Пифагору? Учебные предметы: математика и история. Участники: учащиеся 8 класса. Учебные предметы: математика и история. Участники: учащиеся 8 класса.
Аннотация проекта Учебный проект реализуется в рамках тематической темы геометрии 8 класса, которая рассчитана на 5 учебных часов. Проект предполагает проведение исследовательской работы учащихся в рамках учебной программы, используются межпредметные связи. Учебный проект реализуется в рамках тематической темы геометрии 8 класса, которая рассчитана на 5 учебных часов. Проект предполагает проведение исследовательской работы учащихся в рамках учебной программы, используются межпредметные связи. В ходе работы над проектом учащиеся будут изучать историю математики, анализировать, сравнивать различные способы доказательства теорем, рассматривать справедливость теоремы Пифагора на моделях. В ходе работы над проектом учащиеся будут изучать историю математики, анализировать, сравнивать различные способы доказательства теорем, рассматривать справедливость теоремы Пифагора на моделях. Смысл такого подхода в том, что школьники пытаются решить реальную задачу с этой целью изучают исторический материал, ищут сведения о Пифагоре, чья жизнь была связана со знаменитой теоремой. Смысл такого подхода в том, что школьники пытаются решить реальную задачу с этой целью изучают исторический материал, ищут сведения о Пифагоре, чья жизнь была связана со знаменитой теоремой. Участники проекта собирают материал, он публикуется в информационном листке, в виде презентации, которые издаются в итоге работы над проектом. Участники проекта собирают материал, он публикуется в информационном листке, в виде презентации, которые издаются в итоге работы над проектом.
Дидактические цели проекта : Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, Развитие критического мышления, Развитие критического мышления, Выработка навыков работы в команде, Выработка навыков работы в команде, Совершенствование навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, Совершенствование навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, Приобретение умений увидеть проблему и наметить пути ее решения, Приобретение умений увидеть проблему и наметить пути ее решения, Осознание значимости математических теорий в практике, Осознание значимости математических теорий в практике, Воспитание уважительного, терпимого отношения к одноклассникам и окружающим людям. Воспитание уважительного, терпимого отношения к одноклассникам и окружающим людям.
Методические задачи Методические задачи Познакомить с историческими фактами жизни Пифагора;Познакомить с историческими фактами жизни Пифагора; Изучить теорему Пифагора;Изучить теорему Пифагора; Проанализировать различные способы доказательства теоремы Пифагора;Проанализировать различные способы доказательства теоремы Пифагора; Изучить значение теоремы Пифагора для развития геометрии;Изучить значение теоремы Пифагора для развития геометрии; Исследовать возможности использования теоремы Пифагора в повседневной жизни;Исследовать возможности использования теоремы Пифагора в повседневной жизни; Исследовать справедливость теоремы Пифагора на разрезанных моделях;Исследовать справедливость теоремы Пифагора на разрезанных моделях; Развивать пространственное воображение;Развивать пространственное воображение; Развивать умение логически мыслить, кратко излагать свои мысли. Развивать умение логически мыслить, кратко излагать свои мысли.
Гипотеза проекта Гипотеза проекта Была бы в геометрии красота, если бы не было вдохновения?
Темы самостоятельных исследований Пифагорова ли теорема Пифагора? Какой длины штаны у Пифагора? Может ли быть теорема красивой? Есть ли у геометрии муза? Результаты представления исследований: ПрезентацияПрезентация; Информационный буклетИнформационный буклет; Веб -сайт.
Этапы и сроки проведения проекта «Мозговой штурм» (формулирование тем исследований учеников)-1 урок, 15 минут; «Мозговой штурм» (формулирование тем исследований учеников)-1 урок, 15 минут; Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем - 1 урок, 20 минут. Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем - 1 урок, 20 минут. Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися)-2 урок, 10 минут. Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися)-2 урок, 10 минут. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе – 2 урок, 15 минут; Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе – 2 урок, 15 минут; Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав – 2 урок, 20 минут. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав – 2 урок, 20 минут. Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе – 3 урок, 10 минут; Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе – 3 урок, 10 минут; Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 3, 4 уроки. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 3, 4 уроки. Подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе – 5 урок, 20 минут Подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе – 5 урок, 20 минут Защита полученных результатов – 5 урок, 20 минут. Защита полученных результатов – 5 урок, 20 минут.
Информационные ресурсы: Веб – документ: Попкова Е.П. Теорема Пифагора. Courier of Education 2004 – Теорема Пифагора – Квант, 2004, 6.htm Gildiya_M Знаменитая теорема Пифагора.htm О теореме Пифагора и способах ее доказательства Г. Глейзер, академик РАО, Москва
Список использованной литературы 1. Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. М., Глейзер Г.И. История математики в школе. М., Еленьский Щ. По следам Пифагора. М., Литцман В. Теорема Пифагора. М., Скопец З.А. Геометрические миниатюры. М., Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. Саратов, ОАО «Лицей», 2001.