Педсовет «Современный урок: проектирование. реализация, анализ». Проектирование современного урока. Покрышка Е.Г.
Для учителя урок – это: единица времени; основная форма учебного процесса; «логически законченный, целостный, отрезок учебно-воспитательного процесса»; «педагогическое произведение, отличающееся целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся»; «момент истины».
Современный урок Современный – относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени. Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.
Проектировочная деятельность учителя моделирование; проектирование; конструирование.
Правила проектирования урока используйте дедуктивный способ проектирования, начиная процесс с построения модели; не навязывайте учащимся выполнение своих проектов, умейте отступать, принимать их предложения и заменять свои; жестко и детально не проектируйте, оставляйте возможность для импровизации учащимся и себе. старайтесь быть больше «тренером», не солируйте на уроке.
Правила проектирования урока усвоение знаний на определенном уровне; рефлексируйте свою работу на уроке; используйте на уроках тренеров из числа учащихся, сделайте центральным субъектом урока самих учащихся; формируйте у учащихся навык продуктивно работать в парах и командах.
Низкая плотностьВысокая плотность лекциясамостоятельная дифференцированная работа рассказ учителядифференцированная коллективная работа учащихся в парах индивидуальный опрос, проверка домашнего задания в ходе урока совместная работа всех учащихся под руководством педагога в составе подгруппы или группы
Цели должны быть таковы, как будто ученик сам себе их поставил; они понятны ему; очевидны; с интересом и охотой усвояемы. (С.И.Гессен)
Основные характеристики целей конкретность; привлекательность; побудительность; достижимость. Задача каждого из нас – выйти на максимальное КПД цели.
Традиционный подход к целеполаганию Целеполагание «от ученика» Задачи этапа урока (микроцели) ознакомить учащихся с … будут знать узнают… вспомнят… выработать умения … будут уметь повторят… научатся… закрепить навык приобретут навык закрепят… поупражняются … воспитывать интерес к предмету смогут поразмышлять… задуматься о … смогут проявить … поразмышляют … Продемонстри- руют…
Конструирование урока Конспект урока - это тоже план, но снабженный конкретными вопросами. Сценарий урока - форма описания разыгрывания темы с элементами импровизации, игры, сложного взаимодействия участников педагогического процесса между собой. Методическая разработка урока - описание процесса их подготовки и источников информации, раскрытие оснований при постановке целей и задач, выборе методов и средств.