Народные художественные промыслы и ремесла Русского Севера представляют высокие образцы национальной художественной культуры. Ценность их не только в том, что они дают бытовые вещи, а в том, что они представляют мир подлинной народной художественной культуры и в соединении с фольклором составляют ограниченное целое. Промыслы и ремесла Русского Севера формировались и развивали традиции в исторически сложившихся конкретных социально - экономических, природно - географических и культурных условиях, одни в древности, другие на рубеже XIX – XX вв. под влиянием капиталистического развития деревни, третьи – в 20- х – 30- х гг. XX в. Часто базой для создания промысла служил развитый вид местного крестьянского искусства. Обязательным свойством народного искусства как городского, так и деревенского была образность художественного мышления
Широкий спектр народного творчества представляют виды и технологические приемы обработки дерева. На Севере широко применялась рельефная и ажурная резьба, производились столярные, токарные, бондарные, долбленые, гнутосшитые и гнутоклееные изделия их различных пород дерева. Изделия покрывали резьбой и росписью, окрашивали, морили, полировали и вощили. В настоящее время широко распространился промысел цепных изделий – щепные птицы, куклы, игрушки, изготовленные из одного или нескольких кусков дерева.
К самобытным явлениям русского искусства относятся росписи Русского Севера. Круг бытовых предметов, которые украшались росписью, был очень широк. Это посуда и домашняя утварь, телеги, санки и предметы конской упряжи, прялки и ткацкие станы, люльки, многое другое. Расписывали мебель, жилые интерьеры. По местам бытования на архангельском Севере сохранился редкий по широте спектр народных росписей
Многовековую историю имеют гончарные промыслы и искусство глиняной игрушки : Вельский, Каргопольский, Мезенский районы. Ткачество – одно из основных домашних промыслов в крестьянском быту. По технике исполнения тканые изделия севера делятся на две основные группы : бранные и ремизные. Многообразием технологий отличается тканье поясов : « в дощечку », « на кружках », « в ниченку », « на спице в бутылку ».
Главной особенностью северной русской вышивки является обилие красного цвета. В орнамент композиции часто включали желтый и зеленый цвета ; традиционным для поморской вышивки был синий цвет. Как правило, использовали цвета теплых тонов. Вышивали в сложной технике двухстороннего шва « росписью », гладью, строчкой, белая перевить, по мережкам и др., под влиянием городской культуры – вышивка « ришелье »
Кружевоплетение представляет второй по распространению после вышивки женский промысел. Как домашнее ремесло оно существует с XVI – XVII веков, как промысел – со второй половины XIX века. В быту распространение на Севере получило вязание кружев крючком. Кружевом украшали концы полотенец, подзоры, подолы и рукава рубах.
Вязаные рубахи, чулки и рукавицы из овечьей шерсти домашнего прядения – непременная принадлежность крестьянской одежды. Обычно они были одноцветные и художественного значения не имели. Узорное вязание в архангельской губернии было распространено лишь в Поморье и Мезенском уезде.
В северных промыслах и ремеслах не обошлось без потерь. Так, практически утрачено искусство золотого шитья и эмалей в г. C ольвычегодске, расписных кованных сундуков и золотого шитья в г. Каргополе, набойки, на грани исчезновения Холмогорская косторезная фабрика, сомовская керамика и катание валенок, силами отдельных энтузиастов сохраняется искусство художественной ковки.
Делали презентацию Минин Сашка и Меджидов Тимурка.