Психологические особенности школьников в адаптационный период Выполнила: Педагог – психолог Т.В.Куксина
Адапта́ция (лат. adapto приспособляю) процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Адапта́ция (лат. adapto приспособляю) процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Биологическая адаптация (от лат. adaptatio приспособление) приспособление организма ко внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие. Адаптация может обеспечивать выживаемость в условиях конкретного местообитания, устойчивость к воздействию факторов абиотического и биологического характера, а также успех в конкуренции с другими видами, популяциями, особями. Каждый вид имеет собственную способность к адаптации, ограниченную физиологией (индивидуальная адаптация) Биологическая адаптация (от лат. adaptatio приспособление) приспособление организма ко внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие. Адаптация может обеспечивать выживаемость в условиях конкретного местообитания, устойчивость к воздействию факторов абиотического и биологического характера, а также успех в конкуренции с другими видами, популяциями, особями. Каждый вид имеет собственную способность к адаптации, ограниченную физиологией (индивидуальная адаптация) Психологическая адаптация личности - это двусторонний процесс взаимодействия, в ходе которого происходят перемены как в личности (в психике человека в целом), так и в среде (в её нормах, правилах, ценностях), во всех сферах духовной жизни социума и его организации. В процессе адаптации происходит гармонизация взаимодействий личности и среды. В личности и среде (прежде всего социальной) происходят изменения, характер и степень которых обусловлены многими обстоятельствами. Психологическая адаптация личности - это двусторонний процесс взаимодействия, в ходе которого происходят перемены как в личности (в психике человека в целом), так и в среде (в её нормах, правилах, ценностях), во всех сферах духовной жизни социума и его организации. В процессе адаптации происходит гармонизация взаимодействий личности и среды. В личности и среде (прежде всего социальной) происходят изменения, характер и степень которых обусловлены многими обстоятельствами.
показатели готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю 1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся. 2. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании). 3. Качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками. 4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность. 5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.
Изменение социального окружения. Изменение системы деятельности Ситуация новизны. Тревожность. Эмоциональный дискомфорт Школьная дезадаптация Новый состав класса и учителей Новая учебная ситуация новой ступени образования Неопределённость представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса Ребёнок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстаёт в учёбе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.
с педагогической точки зрения: низкой организованностью; низкой организованностью; учебной рассеянностью и недисциплинирован ностью; учебной рассеянностью и недисциплинирован ностью; снижением интереса к учёбе и её результатам снижением интереса к учёбе и её результатам с психологической точки зрения: снижением самооценки; снижением самооценки; высоким уровнем ситуативной тревожности. высоким уровнем ситуативной тревожности.
Психологические особенности подросткового периода 1.Увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям. 2.Обостряется реакция на мнение окружающих. 3.Повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. 4.Оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. 5.Происходит становление своего «Я», обретение новой социальной позиции. 6.Потеря детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. 7. Акцентуация характера – заострение отдельных черт, создающих уязвимость подростка.
Психофизиологические особенности Психосексуальное развитие: половое созревание и половая идентификация Психосексуальное развитие: половое созревание и половая идентификация Неустойчивость эмоциональной сферы; Неустойчивость эмоциональной сферы; Высокий уровень ситуативной тревожности; Высокий уровень ситуативной тревожности; Особенности высшей нервной деятельности. Особенности высшей нервной деятельности.
Доминанты – основные группы наиболее ярких интересов подростков: – «эгоцентрическая доминанта» – интерес к собственной личности; – «эгоцентрическая доминанта» – интерес к собственной личности; – «доминанта дали» – установка на обширные, перспективные масштабы; – «доминанта дали» – установка на обширные, перспективные масштабы; – «доминанта усилия» – тяга к сопротивлению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, негативных явлениях; – «доминанта усилия» – тяга к сопротивлению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, негативных явлениях; – «доминанта романтики» – стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму. – «доминанта романтики» – стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму.
Развитие самосознания: рефлексия рефлексия «чувство взрослости» - стремление быть, казаться и действовать как взрослый «чувство взрослости» - стремление быть, казаться и действовать как взрослый Половая идентификация Половая идентификация становление собственно самосознания становление собственно самосознания самоопределение самоопределение
Факторы риска в период адаптации 10 классов Незавершенность физического развития по всем параметрам. Незавершенность физического развития по всем параметрам. Ощущение своей физической непривлекательности. Ощущение своей физической непривлекательности. Неустойчивость эмоциональной сферы. Неустойчивость эмоциональной сферы. Несформированность волевой сферы. Несформированность волевой сферы. Недостаточный уровень самостоятельности. Недостаточный уровень самостоятельности. Неадекватность самооценки и уровня притязаний. Неадекватность самооценки и уровня притязаний. Несформированность мировоззрения, нравственных эталонов и идеалов. Несформированность мировоззрения, нравственных эталонов и идеалов. Отсутствие конкретных жизненных целей и устремлений. Отсутствие конкретных жизненных целей и устремлений. Высокий уровень ситуативной тревожности. Высокий уровень ситуативной тревожности.
Трудности общения Несформированность навыков общения (как замкнутость, застенчивость, так и чрезмерная болтливость). Несформированность навыков общения (как замкнутость, застенчивость, так и чрезмерная болтливость). Неадекватное понимание сущности высших человеческих чувств, отношений дружбы и любви. Неадекватное понимание сущности высших человеческих чувств, отношений дружбы и любви. Преобладание эгоистических тенденций, деформированное понятие справедливости. Преобладание эгоистических тенденций, деформированное понятие справедливости. Излишняя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний Излишняя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний Неприятие позиций и требований взрослых, отсутствие уважения и признания авторитета в отношении к ним. Неприятие позиций и требований взрослых, отсутствие уважения и признания авторитета в отношении к ним. Неадекватные претензии на статус и роли в различных группах. Неадекватные претензии на статус и роли в различных группах. Проявление юношеского максимализма. Проявление юношеского максимализма.
Для десятиклассников: Для учителей: помочь принять позиции ученик- старшеклассник; помочь принять позиции ученик- старшеклассник; помочь принять новичков в коллектив; помочь принять новичков в коллектив; помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника; помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника; познакомить с миром юноши и миром девушки познакомить с миром юноши и миром девушки снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу; снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу; создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги; создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги; помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение. помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ Акцентирование внимания на поступках (поведении),а не на личности. Акцентирование внимания на поступках (поведении),а не на личности. Не приписывать поступкам плохие мотивы. Не приписывать поступкам плохие мотивы. Учитывать характерологические и психофизиологические особенности ребенка. Учитывать характерологические и психофизиологические особенности ребенка.
СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ!