Тема урока: «Распределительный закон умножения». 5 класс.
Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым. А. П. Конфорович
Цели урока: С истематизировать, расширить и углубить знания по данной теме. Р азвивать наблюдательность, умение анализировать, вычислительные навыки. И скать наиболее рациональные пути решения задач.
Этапы урока: 1. «Разминка» - тест и взаимопроверка. 2. «Математическая эстафета». 3. Решение задач с помощью уравнений. 4. Самостоятельная работа и самопроверка. 5. Подведение итогов урока. 6. Домашнее задание.
Соедините линиями соответствующие законы умножения: а) a · b = b · а А) Распределительный б) (a · b) · с = а · (b · с) Б) Переместительный в) а · b + а · с = а · (b + с) В) Сочетательный
Этап 1. «Разминка» - тест. Задание 1 Отметить знаком «+» верно выполненные выражения. а) 37у + 62у – 31у = 68у; + б) 108х – 28х – х = 80х; - в) 39m + 51m = 190m; - г) 44k – 4k – 20 = 40k – 20. +
Задание 2 Замените звездочки числами так, чтобы решения были верными. а) 5 (10+6) = * + * б) 4 (* + *) = в) * (11- 3) = * - 21 г) 20 (* - *) = 80 – 60 д) (* + 11) 3 = 21 + * с) (* - 12) 5 = * а) 5 ( ) = б) 4 ( 4+ 5) = в) 7 (11 – 3) = 77 – 21 г) 20 (4 – 3) = 80 – 60 д) ( ) 3 = с) ( 30 – 12) 5 =
Задание 3 Опираясь на распределительный закон умножения, вместо звездочек впишите такие числа или буквенные выражения, чтобы буквенные выражения были верными а) (35 + а) 2 = * + 2а б) (* - *) 10 = 140 – 10х в) * + * = 7( у + 11) г) 3b – 12 = (b – 4) * д) * (4m - *) = 20m -15 е) 9с + * = (9 + 6) * а) ( 35 + а) 2 = а б) ( 14 – х) 10 = 140 – 10х в) 7у + 77 = 7 ( у + 11) г) 3b – 12 = ( b – 4) 3 д) 5 ( 4m – 3) = 20m – 15 е) 9с + 6с = (9 + 6) с
Задание 4. Составьте уравнение к задаче и решите его. Ученик задумал число, умножил его на 8, затем это же число отдельно умножил на 15 и результаты сложил. В сумме получилось 276. Какое число задумал ученик? Уравнение: 8х + 15х = 276, х = 12. Ответ: ученик задумал число 12.
Этап 2. «Математическая эстафета». 1 ряд 2 ряд 3 ряд____ 1)25х + 87х = 336; 1) 66у – 29у = 74; 1) 54х + 41х = 190; 2) 41у – 21у + у; 2) 92х + х - 33х; 2) 63а + а - 51а; 3) 16а – 9а = 70; 3) 25k – 16k = 81; 3) 39х – 27х = 48; 4) 45b + 24b – 69b; 4) 74с + 47с – 121с; 4) 45у + 31у - 76у; 5) 18х + 62х – 15=145; 5) 16а + 73а – 26 =152; 5) 58х + 96х – 54 =100; 6) 99k – 19 k + k – 81; 6) 46d - 24d + d - 23; 6) 61k – 57k + k – 5;
Этап 2. «Математическая эстафета» Ответы: 1 ряд 2ряд 3 ряд 1. x = 3 1. y = 2 1. x= y 2. 60x 2. 13a 3. a = k = 9 3. x = x = 2 5. a = 2 5. x = k – d – k – 5
Этап 3. «Решение задач с помощью уравнений». 1 ряд. Маша, Оля и Таня пошли в лес за грибами. Маша собрала в 3 раза больше грибов, чем Таня, а Оля в 2 раза больше, чем Таня. Сколько грибов собрала каждая девочка, если всего они собрали 84 гриба? _________________________________________________________________ 2 ряд. В лесу жили хамелеоны. Синих хамелеонов было в 7 раз больше, чем красных, а красных в 5 раз больше, зеленых. Сколько хамелеонов каждого цвета жило в лесу, если всего их было насчитано 123? _______________________________________________________ 3 ряд. В зоопарке жили хищные животные. Тигров было в 2 раза больше, чем ягуаров и в 4 раза меньше, чем пантер. Сколько хищников каждого вида жило в зоопарке, если всего насчитывалось 55 животных?
Этап 3. Ответы к задачам. 1 ряд. х – грибов собрала Таня. Уравнение: х + 2х + 3х = 84. х = 14. Ответ: 42, 28 и 14 грибов. _____________________________________________ 2 ряд. х – зеленых хамелеонов жило в лесу. Уравнение: х + 5х + 35х = 123 х = 3. Ответ: 105, 15 и 3 хамелеона. _____________________________________________ 3 ряд. х – ягуаров жило в зоопарке. Уравнение: 2х + х + 8х = 55, х = 5. Ответ: 10, 5 и 40 животных.
Этап 4 Самостоятельная работа
Этап 4. 1 уровень х 2. 12а – x = 2 5. y = x + x + 7x = 72.
2 уровень х 2. 88y – a – x = 2 5. a = 5 6. x + 2x +5 2x = 26, x = 2; 20, 4 и 2 животных.
Оцени свои знания: М аксимум - 36 баллов, о т 31 до 36 - оценка «5», о т 24 до 30 - оценка «4», о т 15 до 23 - оценка «3», м енее 15 баллов - оценка «2».
Спасибо за урок!