Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера) Цели: подготовить учеников к написанию сочинения-рассуждения дискуссионного характера на литературную тему; подготовить учеников к написанию сочинения-рассуждения дискуссионного характера на литературную тему; закрепить знания об основных признаках рассуждения как функционально-смыслового типа речи; закрепить знания об основных признаках рассуждения как функционально-смыслового типа речи; формировать умение создавать текст данного типа на основе литературного произведения, используя изученные языковые средства (однородные члены предложения); формировать умение создавать текст данного типа на основе литературного произведения, используя изученные языковые средства (однородные члены предложения); воспитывать интерес к чтению классических художественных произведений. воспитывать интерес к чтению классических художественных произведений.
Композиция рассуждения как типа речи Рассуждение Тезис Доказательства, аргументы Вывод
Лев Толстой, Тургенев, Достоевский – все эти великие люди России признавали Пушкина своим духовным наставником. По произведениям Пушкина композиторами создан целый ряд опер. Его поэмы ныне являются классическими образцами русского слова и стиха. Творчество Пушкина – широкий, ослепительный поток стихов и прозы.
Текст-рассуждение Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, а можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. (Л.Н. Толстой) Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, а можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. (Л.Н. Толстой)
Тезисы Речь красна слушанием. Речь красна слушанием. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения. (Д.С. Лихачёв)
Сочинение-рассуждение по теме: «Моё отношение к героям повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Примерный порядок действий: Примерный порядок действий: определяем, о ком из героев романа будем писать; определяем, о ком из героев романа будем писать; вспоминаем, каким может быть отношение к героям художественного произведения (положительное, отрицательное, любим, не любим, они нам симпатичны, они нам неприятны и т.д.); вспоминаем, каким может быть отношение к героям художественного произведения (положительное, отрицательное, любим, не любим, они нам симпатичны, они нам неприятны и т.д.); выбираем метод, способ раскрытия темы сочинения (сравнение двух героев, характеристика одного героя, групповой портрет); выбираем метод, способ раскрытия темы сочинения (сравнение двух героев, характеристика одного героя, групповой портрет); решаем, совпадает ли наше отношение к героям романа с точкой зрения автора и почему; решаем, совпадает ли наше отношение к героям романа с точкой зрения автора и почему; формулируем тезис, приводим доводы, аргументы, доказательства, делаем вывод. формулируем тезис, приводим доводы, аргументы, доказательства, делаем вывод.
Примерное вступление (тезис) « Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка» даёт возможность выразить своё отношение к героям этого замечательного произведения. «Капитанская дочка» – это книга о чести и предательстве, благородстве и трусости, большой любви и коварстве, верности и подлости. В связи с этим моё отношение к героям романа неодинаково».
Примерный вывод «Таким образом, морально опустошённый Швабрин вызывает у меня резко отрицательное отношение. Гринев симпатичен мне своей честностью, верностью воинскому долгу, мужеством, мне нравится его искренность и простота. Этим близок он и А.С. Пушкину».
Рефлексия Сегодня на уроке я узнал, что… Сегодня на уроке я узнал, что… Мне было интересно получить знания о… Мне было интересно получить знания о… Сначала я затруднялся…. Сначала я затруднялся…. В результате я понял, что… В результате я понял, что… Сочинение-рассуждение – это… Сочинение-рассуждение – это…