Размышление над строкой
«Погиб поэт, невольник чести…»
Каждое слово из нашего нравственного словаря скрывает в себе тайну. Одно из самых таинственных и, в сущности непонятных слов для нашего современника – это слова «честь». Словарь так трактует это понятие: общественно- моральное достоинство, то, что вызывает общее уважение. Это понятие привычно объединяют с другим этическим понятием «совесть». Читаем словарь: чувство нравственной ответственности за свои поступки, поведение. А между тем совесть и честь существенно различаются. Честь – понятие коллективное, совесть – понятие личное.
Какое из этих понятий древнее? Совесть – голос нравственного закона в душе отдельного человека. Спросить свою совесть, значит спросить самого себя, это диалог с самим собой, вопрошание внутреннего «я» Значит, совесть требует нравственного самоуглубления, которое началось с распространения христианства. С христианства и начинается временной отсчет этого слова.
Честь гораздо древнее. Потребность в этом слове возникает с выделением из общины привилегированных групп. Коллективный кодекс неписанных правил в такой группе (роде, клане, фамилии) и называется честью. Значит, честь – это система правил, отличающая данную группу от других и подчеркивающая ее высокий статус.
Пример из «Иллиады» Гомера. Ахилл отказывается воевать за греков и через мать обращается к Зевсу с просьбой помочь их противникам-троянцам, потому что его лишили «добычи» – захваченной им девы Брисенды. Что говорит в нем – собственник, любовник ? Нет, в нем говорит честь. Кодекс чести предписывает распределять военную добычу поровну, и нарушение этого правила задевает честь героя.
Правила рыцарской чести. Рыцарь скован множеством предписаний, где регламентируются даже жесты.
Конфликт между понятиями совести и чести становится одной из тем русской литературы. «Скупой рыцарь». Отец-рыцарь в своей скупости изменяет рыцарским правилам, по которым богатство, знак, свидетельствующий о щедрости и широте натуры. Это расточение богатства в присутствии большого количества людей.
Альбер из-за скупости отца не в состоянии следовать кодексу рыцарской чести. Именно честь подталкивает его к преступным мыслям, к мыслям против совести.
Противостояние совести и чести актуально и для дворянской русской культуры. Дуэль – установление, входящее в систему дворянской чести. Тем интереснее, как Пушкин - «невольник чести», которому суждено погибнуть на дуэли, столкнул честь и совесть в сознании Онегина.
Дружеские чувства к Ленскому, снисхождение к его молодости должны были заставить Онегина отказаться от дуэли - по совести. Но честь требует следовать определенным правилам, и Онегин перешагивает через совесть.
Андрей Болконский и Пьер Безухов. Им обоим присущи и совесть, и честь..Но для Пьера прежде всего – совесть, а для Болконского – честь. Когда Андрея ранили под Аустерлицем, оказалось, что то, что казалось для него важным с позиции чести, оказалось ничтожным по сравнению с вечностью. Совесть Пьера в согласии с вечностью. Пьер смеется над своим пленением: разве можно пленить его бессмертную душу?
А есть ли совесть и честь в наше время? Совесть есть, стоит только прислушаться к своей душе. А честь? Ведь нет элитных групп, способных выработать свой кодекс чести: ни рыцарей, ни дворян, ни цивилизованной буржуазии. Как вы думаете ?
Досадно мне, что слово честь забыто И что в чести наветы за глаза… В.Высоцкий Есть над чем задуматься, правда?