Цель: развить навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах; познакомить учащихся с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глаголами; рассмотреть лексическое значение разноспрягаемых глаголов, расширить словарный запас.
План урока 1. Повторение частей речи. Кроссворд. 2. Повторение спряжения глаголов. Лингвистическая игра. 3. Изучение нового материала. Знакомство с разноспрягаемыми глаголами. 4. Тренировочные упражнения. 5. Словарная работа. 6. Итоги урока. Домашнее задание.
Кроссворд «Части речи» существительное п р я ж е н и е к л о н е н и е ч и с л и т е л ь н о е агол а г речие рплаогательн иемиотесем Отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета. По горизонтали 1. Часть речи, обозначает предмет Указывает на предмет, признак или количество, не называя их Часть речи, отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? 6 6. Обозначает признак предмета. 3. Часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок предметов при счёте. 7 По вертикали. 1. Изменение глагола по лицам и числам.2. Изменение именной части речи по падежам. 2 3
«Четвёртый лишний» Рисовать Молчать Отдавать Накрывать Подсказка 1 Ответ Подсказка 2
Обратите внимание на спряжение глаголов спряжение глаголов
Спряжение это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Выделяют два типа спряжения. Глаголы первого и второго спряжения различаются личными окончаниями. ЧислоЛицоГлаголы I спряжения Глаголы II спряжения Единст- венное число 1 (я) думаюлюблю 2 (ты) думаешьлюбишь 3 (он, она, оно) думаетлюбит Множест- венное число 1 (мы) думаемлюбим 2 (вы) думаетелюбите 3 (они) думаютлюбят
Вспомните, как определяем спряжение как определяем спряжение
Алгоритм определения спряжения глаголов Личное окончание глагола ударное? ДА НЕТ Определяем по гласной в окончании -ешь -ем-ем -ете -ет-ет -ут/-ют -ишь -им-им -ите -ит-ит -ат/-ят I спр. на – ить (кроме брить и стелить) + гнать, держать, дышать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть ДА НЕТ II спр. Ставим глагол в неопределённую форму, определяем по гласной в суффиксе IIспр.I спр.
Ответ Молчать – 2 спряжение, определяем по окончанию, которое в этом слове под ударением. Молчим, молчишь, молчите, молчат. Молчим, молчишь, молчите, молчат. Рисовать, отдавать, накрывать – 1 спряжение, определяем по суффиксу неопределённой формы глагола.
«Четвёртый лишний» Молчать БежатьВорчать Кричать Подсказка Ответ
Поставьте эти глаголы в форму 3 лица единственного и множественного числа что делает? что делают?
Ответ Бежать он бежит но они бегут окончание 2 спряжения окончание 1 спряжения
С каким подобным лингвистическим явлением мы уже встречались при изучении имени существительного? Разносклоняемые существительные: десять существительных на -мя и существительные путь и дитя.
бежать Как можно назвать глагол бежать, если он совмещает окончания 1 и 2 спряжения? РАЗНОСПРЯГАЕМЫМ
Изучение нового материала Откройте учебник (§ 81), рассмотрите таблицу, докажите, что глаголы хотеть и бежать являются разноспрягаемыми.
Спряжение глагола хотеть я хочу ты хочешь он хочет мы хотим вы хотите они хотят I спр. II спр.
Спряжение глагола бежать я бегу ты бежишь он бежит мы бежим вы бежите они бегут I спр. II спр.
Обратите внимание на окончания глаголов есть и дать в единственном числе
Спряжение глаголов есть и дать я ем дам ты ешь дашь он ест даст мы едим дадим вы едите дадите они едят дадут
Являются ли такие окончания типичными для глаголов? Такие окончания являются архаическими, устаревшими, поэтому данные глаголы (и образованные от них однокоренные глаголы) называются особо спрягаемыми.
Свободный диктант. Задание: сделайте вывод о том, к какому спряжению относится глагол чтить.
Словарная работа Чтить относиться к кому- нибудь (чему-нибудь) с глубоким уважением и любовью. Чтить память погибших. (Словарь С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой.) Чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят и чтут.
Подберите синонимы к глаголу чтить. Чтить – уважать, ценить, обожать, боготворить, дорожить.
Домашнее задание § 81, упражнение 474.
Вывод. Рефлексия Я вспомнил, что… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно… Нужно выучить…
Презентацию подготовила Чурсина Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы Чановской СОШ 2 Новосибирской области