Сравнительная характеристика двух знакомых лиц Цели: научить строить текст жанра сравнительной характеристики двух знакомых лиц; показать особенности текстов-характеристик.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Сочинение по картине К. Брюллова «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых» Урок русского языка в 8 классе Автор - учитель русского языка и литературы.
Advertisements

Сочинение-описание сравнительного характера по картине-портрету З.Е.Серебряковой «За завтраком» Учитель русского языка и литературы Агошкова Н.Н. МОУ Ульяновская.
Сочинение-описание по портретам А. С. Пушкина Урок развития речи в 9 классе.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности Людей неинтересных в мире нет. Е.А. Евтушенко Цели: познакомить.
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
Описание внешности человека Урок русского языка в 7 классе МБОУ СОШ 92 Учитель: Цапкина Б.С.
Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» Р – 7 класс.
По рассказу М. Горького «Челкаш» Метапредметный урок ДЕНЬГИ И СВОБОДА.
БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК: Ги де Мопассан и его новелла «ОЖЕРЕЛЬЕ» Автор: учитель русского языка и литературы МБОУСОШ станицы Луковской имени С.Г.Астанина Моздокского.
Урок литературы в 5 классе Тема: «Славный он был мужик…» (по рассказу И.С. Тургенева «Муму») Подготовила: Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1 7 класс. Тема: стили литературного языка Цели: -закрепить понятие о стилях речи; -развивать навыки анализа текста.
…образ Емельяна Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
РУССКИЙ САТИРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ И ГЕРОИ ПОЭМЫ Н.В.ГОГОЛЯ « МЕРТВЫЕ ДУШИ» Тарасенко Марина Геннадиевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 93 Советского.
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
Пересказ с перестройкой текста и творческими дополнениями.
Что значит сформулировать авторскую позицию? Это значит самим понять, а потом изложить авторскую идею, авторскую позицию, то есть осознать и сформулировать:
Тема урока: Повесть Карамзина Н.М. «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героев. Роль пейзажа. Влияние сентиментальных.
Идейно- художественное своеобразие ранних рассказов А.П.Чехова Урок литературы в 11 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46.
Транксрипт:

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц Цели: научить строить текст жанра сравнительной характеристики двух знакомых лиц; показать особенности текстов-характеристик двух людей; пополнить лексический запас обучающихся; развивать творческие способности обучающихся; формировать навыки аналитической работы со словесным материалом; воспитывать культуру речи.

По страницам прочитанных книг

В каждом литературном произведении писатель изображает разных по характеру и поступкам, по убеждениям и жизненным судьбам людей. Вслед за писателем и мы невольно сравниваем их между собой: что у них общего, чем они различаются.

Сравнение литературных героев помогает читателю лучше понять их внутренний мир, оценить характеры и поступки. Сравнение литературных героев помогает читателю лучше понять их внутренний мир, оценить характеры и поступки.

Сравнение (сопоставление) литературных героев даёт возможность понять, как относится автор к своим героям, что он утверждает, что отвергает в изображаемой им жизни. Сравнение (сопоставление) литературных героев даёт возможность понять, как относится автор к своим героям, что он утверждает, что отвергает в изображаемой им жизни.

Выявление сходства или различия в процессе сравнения двух литературных героев называется сравнительной характеристикой. Выявление сходства или различия в процессе сравнения двух литературных героев называется сравнительной характеристикой.

Работа над ней начинается с определения линий сравнения, которые могут послужить планом сопоставления двух литературных героев по сходству или различию. Но прежде всего надо ответить на вопрос (подвести базу для сравнения): на каком основании мы можем сравнить (сопоставить) этих людей?

Основания для сравнения внешность; внешность; возраст; возраст; социальное положение; социальное положение; родственные отношения; родственные отношения; отношение обоих к третьему лицу; отношение обоих к третьему лицу; отношение к ним автора. отношение к ним автора. В заключение необходимо сделать вывод: что даёт сравнение двух героев для раскрытия идейно-художественного содержания прочитанного произведения (для чего автор поставил их рядом)? В заключение необходимо сделать вывод: что даёт сравнение двух героев для раскрытия идейно-художественного содержания прочитанного произведения (для чего автор поставил их рядом)?

Линии сравнения портрет; портрет; характер; характер; обстоятельства жизни; обстоятельства жизни; поступки, поведение; поступки, поведение; авторское отношение. авторское отношение.

Отрывок из повести Л.Н. Толстого «Отрочество» Выразительно прочитайте отрывок из повести Л.Н.Толстого «Отрочество». О чём идёт речь в тексте? Какие приёмы использует автор для сравнительной характеристики героинь? Как строится этот текст? Что позволяет автору сопоставить двух девочек? Что является основанием для сравнения персонажей: герои-ровесники; друзья; возраст, внешность, одежда; манера поведения; особенности характера?

Работа в группах 1 группа 1 группа Проанализируйте синтаксическое строение текста, найдите параллельные синтаксические конструкции, союзы, вводные слова, использующиеся при сравнении и сопоставлении. Проанализируйте синтаксическое строение текста, найдите параллельные синтаксические конструкции, союзы, вводные слова, использующиеся при сравнении и сопоставлении. 2 группа 2 группа Проанализируйте лексические особенности текста: использование антонимов. Приведите примеры лексических и контекстуальных антонимов. С какой целью они используются? Проанализируйте лексические особенности текста: использование антонимов. Приведите примеры лексических и контекстуальных антонимов. С какой целью они используются? 3 группа 3 группа В каком времени употреблены в тексте глаголы? Почему? В каком времени употреблены в тексте глаголы? Почему?

К. Брюллов «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых» С помощью каких изобразительных средств создаётся любая картина? Каков цветовой фон картины? Художник создал не просто портрет, а жанровую картину, на которой мы видим людей XIX века, их быт. Отметьте детали этого века Что дальше мы будем описывать? На какие детали мы обратим внимание при описании? Что объединяет, а что отличает героинь этой картины? Как вы понимаете слово кокетливы? Подберите синонимы к этому слову.

Что сравнивается Александра Афанасьевна Ольга Афанасьевна 1 Поза, руки Повернула голову к зрителям, облокотилась о перила одной рукой, в другой держит небольшой белый шелковый платочек. Грациозна и стройна. Изящные руки. Голову наклонила чуть влево, в одной руке держит белый шелковый платочек, в другой – хлыст. Застыла на месте. Угловатая, сдержанная, похожая на подростка. Маленькие аккуратные руки. 2Лицо Удивительно миловидное, женственное (очень приятное). Тонкие черты. Выразительное румяное лицо. Лукавая, таинственная улыбка. 3Глаза Широко раскрыты, приветливы, лучисты. Прищуренные, добрые. 4Взгляд Выразительный, обращён к зрителям, добрый. Сосредоточенный, ласковый. 5Нос Маленький, короткий, аккуратный. Немного острый, средний по величине, прямой. 6 Рот, губы Маленький, изящный рот; яркие алые губы. Небольшой рот, тонкие губы, вытянутые ниточкой. 7Волосы Темные, плотно уложены и гладко причёсаны. Тёмные, немного вьющиеся, уложены в локоны. 8Одежда Одета в амазонку – женское длинное платье особого покроя для верховой езды. Одета в амазонку. 9Характер Романтичный. Открытая и свободная в разговоре. Мечтательный, сдержанный. 10 Отношение художника Выписывает каждую деталь.

Примерное начало сочинения Перед нами жанровая сцена, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении. Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревы, одетые в амазонки. Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница таких прогулок. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.

Рефлексия Сравнительная характеристика – это… Сравнительная характеристика – это… Линиями сравнения являются… Линиями сравнения являются… Основанием для сравнения может быть… Основанием для сравнения может быть… В сравнительной характеристике используются следующие синтаксические особенности:… В сравнительной характеристике используются следующие синтаксические особенности:… Лексические особенности текста в жанре сравнения двух людей – это… Лексические особенности текста в жанре сравнения двух людей – это…

Домашнее задание (по вариантам) Создать компьютерную презентацию «Сравнительная характеристика двух знакомых людей» Написать сочинение-рассуждение с элементами описания двух знакомых людей Написать сопоставительную характеристику двух своих знакомых или двух литературных персонажей.