Автор: Галыгина Надежда Александровна, учитель истории и обществознания I квалификационной категории МОУ «СОШ 6» Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания истории и обществознания
Задачи, решаемые в опыте: создать на уроке и во внеурочной деятельности условия, способствующие формированию у обучающихся приемов учебного труда, дающих возможность учащимся усваивать знания легко, приобретать их самостоятельно; создать на уроке и во внеурочной деятельности условия, способствующие формированию у обучающихся приемов учебного труда, дающих возможность учащимся усваивать знания легко, приобретать их самостоятельно; совершенствование познавательной культуры обучающихся через освоение ими методов научного познания; совершенствование познавательной культуры обучающихся через освоение ими методов научного познания; использование диагностической и оценочной деятельности учителя с целью определения ОУУН, сформированности базовых компетентностей обучающихся. использование диагностической и оценочной деятельности учителя с целью определения ОУУН, сформированности базовых компетентностей обучающихся.
Виды деятельности Компетентности Воспитательные задачи Познавательная - выделение причинно-следственных связей; - сравнение, сопоставление, классификация объектов; - комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них - формирование человека, готового к самообразованию в течение всей жизни Информационно - коммуникативная - составление плана, тезисов, конспекта; - приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов; - умение перефразировать мысль; - умение вступать в речевое общение Рефлексивная - самостоятельная организация учебной деятельности; - поиск и устранение причин возникших трудностей; - самооценка
Метод проектов Лабораторно- практический метод Технология развития критического мышления Формирование базовых компетентност ей ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа над проектом позволяет учащимся: самостоятельно выбирать тему проекта; самостоятельно выбирать тему проекта; планировать его разработку; планировать его разработку; организовывать поисковую деятельность; организовывать поисковую деятельность; оформлять результаты, вносить изменения и дополнения в проект; оформлять результаты, вносить изменения и дополнения в проект; докладывать об итогах своей работы; докладывать об итогах своей работы; осуществлять рефлексию процесса. осуществлять рефлексию процесса.
Проект учащихся 10-б класса «Конституция - основной закон государства» Авторы: Топорищева Г. Кожарова А.
Это Я…
А это – мои папа и мама…
Мой папа – писатель. Он пишет книги!
Недавно вышла его новая книга. Но денег за это он не получил…
Мой папа говорит, что дядя-издатель нарушил договор…
Но в умной книжке мама и папа прочитали, что они могут обратиться в суд на дяденьку издателя, потому что он нарушил договор…
И моему папе дали зарплату и возместили ущерб!
Знание законов – это гарантия Вас и Вашей семьи!
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Статья 2, КРФ
Виды заданий лабораторно- практических уроков: совокупность заданий исследовательского характера адекватных содержанию учебного материала и структуре лабораторно- практических занятий; совокупность заданий исследовательского характера адекватных содержанию учебного материала и структуре лабораторно- практических занятий; система домашних заданий с элементами исследования; система домашних заданий с элементами исследования; вариативные исследовательские задания и руководства, рассчитанные на дифференцированный подход к учащимся; вариативные исследовательские задания и руководства, рассчитанные на дифференцированный подход к учащимся; вовлечение учащихся в конкурсы исследовательского характера, участие в городских научно-практических конференциях. вовлечение учащихся в конкурсы исследовательского характера, участие в городских научно-практических конференциях.
Фрагмент работы учащейся 11 класса:
Технология развития критического мышления ВызовОсмыслениеРефлексия Сформированность интеллектуальных умений
Важнейшие проблемы России Ликвидация последствий правления Павла I Отмена крепостного права Введение конституции Усовершенствование государственного аппарата Развитие образования в стране Кластер 1 Этап вызов
Преобразования Александра I Ликвидация последствий правления Павла I Решение крестьянского вопроса Усовершенствование государственного строя России Возвращение репрессивных: Павлом I проведена амнистия 12 тыс. чел. Восстановление Жалованных грамот дворянам, городам Открыты границы. Разрешено ввозить товары и книги из Западной Европы 1803г.- указ о вольных хлебопашцах 1801г. - право недворян покупать землю 1808, 1809гг. – указы, ограничивающие произвол помещиков. Запрет продавать крестьян на ярмарках 1802г. – Сенат - высший судебный орган гг. - создание министерств, заменявших коллегии Проведена реформа государственной власти Установлено единоначалие Кластер 2 Этап осмысления
Степень сформированности мыслительных умений и навыков: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей (72%); анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей (72%); умение делать выводы (93%); умение делать выводы (93%); информационные умения (68%); информационные умения (68%); коммуникативные умения (95%); коммуникативные умения (95%); организационные умения (64%); организационные умения (64%); умение самостоятельно работать (84%). умение самостоятельно работать (84%).
Результаты опроса учащихся 9, 11 классов: на уроке меня учат самостоятельно добывать знания, быть активным в познании (73%); на уроке меня учат самостоятельно добывать знания, быть активным в познании (73%); чаще всего у меня на уроках есть возможность проявить свою самостоятельность (75%); чаще всего у меня на уроках есть возможность проявить свою самостоятельность (75%); в процессе обучения учитель учитывает мои особенности и возможности (75%); в процессе обучения учитель учитывает мои особенности и возможности (75%); когда у меня возникают трудности, учитель мне помогает (70%); когда у меня возникают трудности, учитель мне помогает (70%); учитель вызывает симпатию и доверие (74,5%). учитель вызывает симпатию и доверие (74,5%).