Урок математики в 1 классе УМК "Классическая программа" Решение уравнений с опорой на отношение «части и целое» Автор: Шишкалова Нина Петровна учитель начальных классов МБОУ "СОШ6" Г. Сосновый Бор
Цель: учить решать уравнения, используя графические модели (схемы) и отношение «части и целое».
Подготовительный этап к восприятию нового материала. Задание 1. У данных фигур покажите части и целое. Задание 2. Найдите лишнюю фигуру. а) б) в) г)д) е)
Задание 2. По данной модели составьте из частей целое. Запишите формулу, применяя правило. А МВК А = _____________ Если сложить части, то получится целое.
МВК По этой же модели запишите формулы, как из целого найти части. А М = ____________ В = _____________ К = _____________ Если из целого вычесть часть, то останется другая часть.
К = А – М – В Проверьте правильность выполненного вами задания. А = М + В + К М = А – В – К В = А – М – К
Задание 3. (выполняется устно) - Вычислить целое по его частям. += 5 и 2 4 и 5 3 и 7 8 и 1 6 и 2 9 и 2 - Вычислить часть по целому и другой части. = - 8 и 2 5 и 4 7 и 1 6 и 2 7 и 4 3 и 2
Задание 4. Обозначьте задуманное число буквой Х, У или Z. Запишите предложения формулами. К задуманному числу прибавили 2 и получили 4. Из задуманного числа вычли 3 и получили 2. Из числа 7 вычли задуманное число и получили 6.
Равенства имеют вид: (проверка) Х + 2 =4 У – 3 = 2 7 – Z = 6 Равенство, в котором есть неизвестная величина, называется уравнением. Чтобы решить уравнение, нужно определить, что неизвестно - часть или целое. В этом помогут модели и схемы.
Задание 5. - Обозначьте в каждом уравнении части и целое и найдите неизвестное число. Х + 2 = 4 У – 3 = 2 7 – Z = 6 Х = У = Z = Алгоритм. 1. Определите, частью или целым является неизвестная величина. 2. Примените правило и выберите действие.
Проверка выполненного задания. x + 2 = 4 y - 3 = 2 x = y = z = 6 z = 7 - 6
Проблемные и практические задачи по теме. Задание 1. Найдите и прочитайте те выражения, которые являются уравнениями. c = a – b 5 = 6 – x 7 + x = = 9 6 = x – 4 = 3 Задание 2. Составьте модели к найденным уравнениям и найдите неизвестное число.
Проверка выполненного задания. 7 + x = 10 5 = 6 - x 10 7 X 6 5X x – 4 = 3 x 43
Задание 3. Составьте всевозможные уравнения по данной схеме. x c a
Возможные варианты ответов. x + c = a a – x = c c + x = a a – c = x
Задание 4. Дано уравнение. x = d – a - Определите, по какой из схем составлено уравнение. da x ax d x a d 1) 2) 3)
Задание 5. Решите задачу, используя модели или схему. Мама испекла 16 пирожков. Когда несколько пирожков съели, их осталось 10. Сколько пирожков съели?
Проверьте схему и объясните свой выбор решения. ? ?10
Индивидуальная работа. - Найди неизвестные величины, обозначив части и целое. x x 6 x x 1 y 19 x y z x 3 y 2 4
Выводы по теме. 1.Уравнение – это равенство с одним неизвестным. 2.Если неизвестна часть, то от целого отнимают другую часть. 3.Если неизвестно целое, то части складывают. 4.Уравнение – один из способов решения задачи.
Список используемой литературы 1.Александрова Э.И. "Математика". 1 класс. – М.: "ВИТА-ПРЕСС", 2004г. 2.Александрова Э.И. "Математические прописи". 1 класс. – М.: "ВИТА-ПРЕСС", 2004г. 3.Александрова Э.И. "Математическая тетрадь". 1 класс. - М.: "ВИТА-ПРЕСС", 2004г. 4.Александрова Э.И. "Методика обучения математике в начальной школе". 1 класс.- М.: "ВИТА-ПРЕСС", 2004г.