Любомирская Нина Александровна МОУ Кировская СОШ 5 Ростовская область ст. Кировская 2011 История русской матрешки изо 1 класс
Содержание Появление матрешки на Руси Сергиевская матрешка Полховская матрешка Вятская игрушка Русский сувенир
Появление матрешки на Руси Многообразна современная игрушка. В ней множество новых образов и сюжетов, художественно-стилевых поисков, авторских почерков. И каждая игрушка, прежде чем стать эталоном, образцом для подражания, проходит долгий путь. Вспомним знакомую всем матрешку. О ней, как и о народных героях слагают легенды.
В наше время еще ссылаются на легенду о японском происхождении матрешки, но документального подтверждения она не имеет. История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.
Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская – магазин Детское воспитание А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин. Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и странствия.
До конца 90х годов XIX века матрёшки изготовлялись в московской мастерской «Детское воспитание», а после её закрытия производство и роспись матрёшки освоили учебные показательные мастерские в Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки, и был выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево-Посадской или Загорской.
Несмотря на огромную популярность Сергиево- посадской матрёшки, в России стали возникать новые центры по её изготовлению и росписи. Как правило это были старинные центры народных ремёсел, где токарное искусство было развито достаточно высоко.
Увидеть новинку, игрушку-матрёшку, мастера могли на ярмарках, среди которых одной из крупнейших была Нижегородская. Сергиево посадские матрёшки покорили воображение потомственных нижегородских мастеров-игрушечников. Одни за другим стали возникать центры по изготовлению и росписи матрёшек в Нижегородском крае.
Наибольшей популярностью и по сей день пользуются произведения, соответствующие сергиевскому канону: обязательные шаль, передник, сарафан. В целом ощущается необыкновенная праздничность, существование того особого ярмарочного духа присущего промысловой игрушке, что говорит о качественно новом витке развития этого промысла.
Классической темой для росписи матрешек являются цветы. Стоит потренироваться рисовать разнообразные цветы, копируя их, например, с русских подносов, чашек, платков. Однако цветы - лишь одна из возможностей. Элементы орнамента можно придумать самим, а можно поискать в книгах, на шкатулках, шапках и т. п.
В Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Цветы с наводкой – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и пестрение – украшение при помощи отдельных мазков, тычков и точек. Полховская матрешка
Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрешки – родом из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.
Роспись собственной матрешки - дело трудное, кропотливое, но благодарное, даже если вы будете стремиться просто скопировать существующий образец, непременно получится что-то другое, своё.
Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей. Матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России и символом русского народного искусства. Искусство росписи матрешки шагнуло за пределы России, и центры по ее росписи появились на Украине и в Белоруссии.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: