Урок 13 Сложные предложения сразличными видами связи ипунктуация в них.
Теоретический материал 1. Если в сложноподчинённом предложении оказываются рядом союзы (что и если, что и хотя и т. п.),то между союзами ставится запятая. Запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза – то, так: Мы понимаем, что, если погода не изменится, поездку придётся отложить. Мы понимаем, что если погода не изменится, то поездку придётся отложить.
Теоретический материал 2. Предыдущее правило применяется и в сложных предложениях, состоящих из нескольких простых, связанных между собой различными видами связи. Если рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы, между ними ставится запятая тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза – то, так, но. Налетели тучи, и, когда мы вбежали в дом, начался дождь. Налетели тучи, и когда мы вбежали в дом, то начался дождь.
Тестовые задания 1. После набранного курсивом слова необходимо поставить запятую. Басаргин подумал (1)--- что (2)--- если бы стих шум моторов (3)--- то до самолёта с земли долетело бы (4)--- может быть(5)--- мирное жужжание тысяч ткацких станков. Казалось (1)--- дождь решил никогда не прекращаться (2)--- и (3) когда ветер оставлял его в покое (4)--- он принимался гудеть (5)--- не умолкая.
Тестовые задания В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые. Леса на скалах стояли неподвижно (1) и железнодорожный мост (2) в городе (3) видимый из нашего села в ясную погоду (4) колыхался тонким кружевом (5) и (6) если долго смотреть на него (7) он истоньшался (8) и кружево рвалось. 1) 1,2,3,4 2) 1,6,7,8 3) 1,3,4,5,6,7 4) 1,5,6,7,8
Тестовые задания В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Я привалился к камню (1) и (2) хотя он был стылый (3) и гладкий (4) но под ним в онемелой глубине жила река. 1) 1,2,3,4 2) 1,3,4 3)1,2,3 4) 1,4
Тестовые задания В каком предложении допущена пунктуационная ошибка. А) Правда, снег засыпал следы, оставленные партизанами, и если снегопад не прекратится к ночи, то следов можно было не опасаться. Б) Дети нетерпеливы, и если хоть на несколько минут их интерес ослабевает, они начинают двигаться, возиться и ты перестаёшь владеть залом. В) Сказали, что если так пойдёт таяние льда, то через неделю начнётся щучий бой на Переславльском озере. Г) Я, наверное, не очень долго пробыл в море, потому что когда я вышел, Сашка ещё не оделся.
Практические задания Присоедините к главному или придаточному предложению при помощи союза и простое предложение. 1) Хотя было уже поздно в комнате горела лампа. 2) Когда мы отправились в путь солнце ещё не всходило. 3) Дул пронзительный ветер когда рыбаки возвращались домой.
Работа с текстом А. Оказалось, что улицу освещал ярчайший фонарь, вывешенный на четвёртом этаже дома, где жил известный механик Иван Петрович Кулибин. Б. Однажды – это было в конце 18 века – жители Петербурга с изумлением увидели светящийся шар. В. От шара шло такое сияние, что вокруг стало светло, как днём. Г. Это был созданный им прожектор – прибор, совершенно неизвестный в те времена.
Задания к тексту 1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? 1) Б, А, В, Г 2) В, А, Б,Г 3) Б, Г, А, В 4) Б, В, А, Г 2. Какая характеристика соответствует предложению А? 1) сложноподчинённое, состоит из четырёх частей. 2) сложноподчинённое, состоит из трёх частей. 3) сложное, с бессоюзной и союзной связью, состоит из четырёх частей. 4) сложное, с бессоюзной и союзной связью, состоит из трёх частей.