Классификация ошибок и их причины в период обучения грамоте Презентацию подготовила Степанова Ольга Григорьевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ 962 Г. Москвы
Классификация ошибок и их причины в период обучения грамоте
Алфавитно – графическое искажение, недописание, прибавление элементов букв стол – спол зебра – зедра листик – мистик К алфавитным ошибкам примыкают каллиграфические ошибки: неумение придерживаться строки размер букв неправильное соединение слишком крупное или мелкое письмо угловатое письмо Причины: неустойчивое внимание, плохое усвоение начертания букв
Графические ошибки Коньки –кньки Малина – млина пропуск букв в слове(случайные пропуски по невниманию) пропуск гласных букв (следствие ориентации детей на согласные звуки при чтении и письме) пропуск слогов: камыши – каши замена букв: книга – гнига перестановка букв и слогов: рисуют – рисюут вставка и повтор букв и слогов: летит – летитит Причины: слабое различие на слух парных звонких и глухих согласных, невнимательность.
Чем объясняются эти ошибки: малым опытом чтения и письма недостатком навыка звуко - буквенного анализа слов низким уровнем внимания неумением сосредоточиться нет самопроверки и самоконтроля (если исправил и нашёл – это невнимание, если не видит – это нет звуко – буквенного анализа) влияние просторечия (добиваться полных ответов). Ошибки исправляются – общей системой звуко – буквенного анализа, тщательной подготовкой к письму, самопроверкой, зрительными диктантами, списыванием
Ошибки, состоящие в нарушении графических правил обозначение мягкости согласных : снег – сьнег обозначение мягкости согласных при помощи букв я ё е ю: любит – лубит мяч – мач двойное обозначение мягкости: у гуся – у гусья Причина: слабое различие твёрдости и мягкости согласных
Ошибки на правила противоречащие нормам произношения Сочетания чк чн чщ жи- ши ча-ща чу-щу Основа предупреждения этих ошибок: орфографическая зоркость (увидеть) внимание необходимо ребёнку держать в памяти подобные сочетания и следить за тем, чтобы не пропустить их при письме
Орфографические ошибки Орфограмма – написание, требующее проверки Орфограммой может быть: отдельная буква, сочетание букв (чк ши), место разделения слова при переносе на другую строку употребление заглавной буквы (начало предложения, имена, клички, географические названия и др.) точка в конце предложения перенос слов на другую строку пробел – раздельное написание слов