Доклад как жанр устной научной речи
"Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ2 Что такое доклад? Доклад – заранее подготовленное, публичное, развернутое, официальное монологическое сообщение по какому-либо конкретному вопросу; выступление исследователя перед аудиторией (в сопровождении электронной презентации) на научную тему.
"Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ3 Формально-содержательные требования к докладу Как сделать плохой доклад? Долго обещать всем и не прийти на свой доклад. Долго обещать всем и не прийти на свой доклад. Прийти только на свой доклад и уйти сразу после него. Прийти только на свой доклад и уйти сразу после него. Если имеется готовый доклад, но он не связан с тематикой конференции, а выступить нужно, то придумать вводную фразу, увязывающую доклад с названием конференции, а остальное прочитать без изменений. Если имеется готовый доклад, но он не связан с тематикой конференции, а выступить нужно, то придумать вводную фразу, увязывающую доклад с названием конференции, а остальное прочитать без изменений. Не готовить доклад заранее, а попытаться «начать думать» прямо на трибуне. Не готовить доклад заранее, а попытаться «начать думать» прямо на трибуне. (Викентьев И.Л. Как сделать плохой доклад // Сайт консалтинговой фирмы «ТРИЗ-ШАНС»)
"Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ4 Формально-содержательные требования к докладу Оригинальные работы, имеющие научное и прикладное значение, соответствующие направлениям конференции. Время для выступления – до 10 минут (4-5 страниц формата А4 14 pt через 1,5 интервала).
"Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ5 Формально-содержательные требования к докладу Ошибки в содержании «Прилюдная жалоба». «Болезнь зловредного определительства»/ «Моя новая наука». «Это так важно, что я перескажу». «Ну дайте мне немножко заработать». «О своем, о девичьем». «Замах грандиозус». (
"Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ6 Этапы работы с публичной речью любого жанра: 1) формирование представления о слушателях; 2) выбор темы; 3) обдумывание плана; 4) композиционно-логическое оформление речи; 5) редактирование текста; 6) выступление.
"Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ7 Подготовка доклада: представление о слушателях Специалисты. Коллеги. Представители определенных научных школ/направлений.
"Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ8 Подготовка доклада: выбор темы Соответствие проблематике конференции. Решение одной конкретной научной проблемы (дискуссионность). Актуальность и новизна. Связь с определенной теорией. Наличие практических результатов.
"Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ9 Подготовка доклада: выбор темы Типичные приемы номинации Назывное предложение из нескольких существительных и прилагательных Технологии и инструменты социально-экономической политики устойчивого регионального развития Назывное предложение с уточнением Инвестиционный процесс в регионе: информационно- коммуникационный аспект Назывное предложение с приложением Рейдерство как неформальный институт передела собственности Социальная инженерия как профессия
"Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ10 Подготовка доклада: структура (план) Формулировка научной проблемы. Обоснование теоретической базы (определение понятий / выбор методов / доказательство идей). Конкретные результаты (техническая часть, примеры, ход эксперимента). Вывод.
"Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ11 Подготовка доклада: подготовка текста Готовьте текст так, чтобы слушатели могли его понять на слух. Пропишите в тексте доклада имена и отчества исследователей. Не используйте в тексте сокращения. В трудных местах расставьте ударения. Числительные желательно записать прописью.
"Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ12 Подготовка доклада: подготовка текста Пронумеруйте страницы доклада. Укажите места смены слайдов (Слайд 1). Отметьте в тексте места, где нужно обратить внимание на слайды (Обратите внимание на слайд; Это вы можете видеть на слайде). Прочитайте доклад вслух, проверьте текст на благозвучие. Распечатайте текст доклада крупным шрифтом на чистовых листах. Выучите текст. Заучите все определения.
"Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ13 Подготовка доклада: редактирование Длинные сложные предложения разделите на более простые В этих условиях число новых проблем и порожденных ими новых задач, работать над решением которых приходится образовательным учреждениям, неуклонно возрастает. В этих условиях неуклонно растет число новых проблем и новых задач. Образовательные учреждения активно работают над решением этих задач.
"Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ14 Подготовка доклада: редактирование Замените причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями Пар, образующийся в зоне испарения, поднимается в центральной части в область конденсации. Пар, который образуется в зоне испарения, в центральной части поднимается в область конденсации. Меняя угловую скорость, можно плавно регулировать направление подъемной силы. Если менять угловую скорость, то можно плавно регулировать направление подъемной силы.
"Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ15 Подготовка доклада: редактирование Пассивные конструкции замените активными Многие из них принципиально новы и не могут быть решены на основе имеющегося опыта, что усложняет управленческую деятельность. Многие задачи принципиально новые, их невозможно решить на основе прежнего опыта. И это затрудняет управленческую деятельность.
"Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ16 Подготовка доклада: редактирование Не злоупотребляйте отглагольными существительными Реализация поставленной цели связана с осуществлением самоанализа системы и проведением первичной обработки результатов. Для того чтобы реализовать поставленную цель, нужно осуществить самоанализ системы и провести первичную обработку результатов.
"Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ17 Подготовка доклада: редактирование Самолет ТУ-154 временно потерял ориентировку, не зная своего местонахождения, а диспетчеры разных РЦ вели его к аэропорту назначения, не видя его на локаторах, не направляя его, когда он сбился с курса и в итоге был потерян. Самолет ТУ-154 временно потерял ориентировку, не знал своего местонахождения. А диспетчеры разных радиоцентров вели самолет к аэропорту назначения, они не видели его на локаторах, не знали точного местонахождения, не направляли его, когда он сбился с курса, и в конце концов вообще потеряли.
Спасибо за внимание!