Педагогическая мастерская
Виды трудности при обучении письму и их возможные причины. 1.Трудность формирования зрительного образа буквы. -Недостаточная сформированность зрительной памяти -недостаточная сформированность зрительно – пространственного восприятия -недостатки методики обучения (опора на принцип механического копирования) - форсирование темпа обучения (ФОРСИРОВАНИЕ - ускорение темпа, усиление напряженности в какой-либо деятельности.
Виды трудности при обучении письму и их возможные причины. 2. Трудности формирования правильной категории движений при выполнении графического элемента. -недостаточнаясформированность зрительно – пространственного восприятия -недостаточнаясформированность зрительно – моторных координаций -форсирование темпа обучения -недостаточнаясформированность зрительной памяти - недостатки методики обучения
Виды трудности при обучении письму и их возможные причины. 3.Неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи) -недостаточнаясформированность зрительно – моторных координаций -Недостаточная сформированность моторных функций - недостатки методики обучения
Виды трудности при обучении письму и их возможные причины. 4. Ошибки в пространственном расположении элементов букв - недостаточнаясформированность зрительно – пространственного восприятия
Виды трудности при обучении письму и их возможные причины. 5. Путает буквы «И-Ш», «Л-М», нарушает соотношение элементов (пишет лишние или не дописывает), не видит строк. -недостаточнаясформированность зрительно – пространственного восприятия -недостаточнаясформированность зрительной памяти -недостатки методики обучения -форсирование темпа обучения - сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания
Виды трудности при обучении письму и их возможные причины. 6. Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор) -недостаточнаясформированность моторных функций - недостаточнаясформированность зрительно – моторных координаций -недостатки методики обучения -формирование темпа обучения - выраженное функциональное напряжение и утомление
Виды трудности при обучении письму и их возможные причины. 7. Сильный нажим, тремор -Недостаточная сформированность моторных функций -нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки) - нарушение координации движений в связи с сильным утомлением и функциональным напряжением
Виды трудности при обучении письму и их возможные причины. 8. Ошибки на письме: Пропуски согласных гласных букв (определенного характера) Замены согласных букв, близких по звучанию («з- с», «б-п», «д-т») Недописываниебукв,слогов. -трудности звуко – буквенного анализа -форсирование темпа обучения -Недостаточная сформированность фонематического восприятия - трудности концентрации внимания
Виды трудности при обучении письму и их возможные причины. 9. Не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги с последующими словами, не ставит точку – не разделяет предложения и т.п) -трудности концентрации внимания, -непосильный темп, низкая, неустойчивая работоспособность, индивидуальные особенности организации деятельности -педагогические недоработки - трудности концентрации внимания
Виды трудности при обучении письму и их возможные причины. 10. Пропуски букв, замены, ухудшение почерка и т.п. при письме под диктовку -Недостаточная сформированность навыков звукобуквенного – анализа - слишком быстрый темп письма
Виды трудности при обучении письму и их возможные причины. 11. Пропуски букв, замены, ухудшение почерка и т.п. при списывании -недостаточная сформированность зрительно – моторной координации - Недостаточная сформированность зрительной памяти.
Виды трудности при обучении письму и их возможные причины. 12. Очень медленный темп письма -затруднен звуко – буквенный анализ -Недостаточна ясформированность координации движений и зрительно – моторных координаций - индивидуальный темп деятельности
Виды трудности при обучении чтению и их возможные причины. 1 Трудность запоминания конфигурации букв -Недостаточная сформированность зрительной памяти - Недостатки методики обучения
Виды трудности при обучении чтению и их возможные причины. 2. Недостаточное различение близких по конфигурации букв «П – Н», А – О», «Т- Г» -недостаточнаясформированность зрительного восприятия -недостаточнаясформированность зрительной памяти - недостатки методики обучения
Виды трудности при обучении чтению и их возможные причины. 3. Перестановка букв при чтении (рак – кар, нос – сон) - Недостаточная сформированность зрительного восприятия
4.Замена букв, неправильное произношение при чтении - недостаточная сформированностьзвуко– буквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции Виды трудности при обучении чтению и их возможные причины.
Виды трудности при обучении чтению и их возможные причины. 5. Трудности слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно) -недостаточная сформированность зрительно- пространственного восприятия - недостаточная зрелость коры головного мозга
Виды трудности при обучении чтению и их возможные причины. 6. Пропуски слов, букв (невнимательное чтение) -функциональная слабость центральной нервной системы -трудности концентрации внимания - выраженное утомление
Виды трудности при обучении чтению и их возможные причины. 7. Пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз. - форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения)
Виды трудности при обучении чтению и их возможные причины. 8. Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного. - формирование скорости чтения (недостатки методики обучения)
Виды трудности при обучении чтению и их возможные причины. 10. Медленный темп чтения - индивидуальные особенности темпа деятельности
Виды трудности при обучении чтению и их возможные причины. 9. Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года) - недостаточнаясформированность зрительного восприятия - недостаточнаясформированность звукобуквенного анализа, артикуляции - трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление)
Гласные звуки
Согласные звуки
Объяснение детям артикуляции звуков в игровой форме Звук А: горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку), Воздух легко проходит через рот, Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает большой круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить. Звук М: Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через Нос. Когда говорим звук М, Нос сердится, «гудит» и Губы «гудят». Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами. Звук К: Язык не хочет пускать Воздух. Он выгнулся, как змея, отодвинулся вглубь рта, прижался к «потолочку» (нёбу). Воздух прорывается сквозь преграду, и Язык сердится, стучит по «потолочку» своим «хвостом». Звук Ф: нижняя Губа прижимается к верхним Зубам, они не хотят пускать Воздух. Но Воздух прорвался сквозь преграду и фырчит от радости.
Что показывает на мягкость согласного? На мягкость согласного показывают: 1)стоящая за ним гласная буква 2)мягкий знак Какие гласные буквы показывают, что стоящая впереди них согласная буква мягкая? И, Е, Ё, Ю, Я МОРЕ, КЛЁН, БАНЯ, ПИЛА, ТЮРБАН
Дидактическая игра «ТЕРЕМОК»
Фонетический разбор слова
Ерундополь – салат из икры, рыбы и овощей
Ястык – икра осетровых рыб в пленке
Помпельмус – то же, что грейпфрут
Пендельтюр – дверь на качающихся петлях, открывающаяся в обе стороны
Ендова – сосуд в виде широкой чаши с носиком