ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ Зам. директора по УВР I ступени Агаркова И. В.
1. Отсутствие преемственности и непрерывности между дошкольным образованием и начальной школой. 2. Узко понимаемая преемственность и непрерыв- ность между начальной и основной школой. 3. Непонимание того, что комплект учебников не может быть случайным, произвольным набором, а должен иметь общую методологическую основу. 4. Непонимание того, что образовательную систе- му должна выбирать вся школа от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Традиционная программа Позиция ученика – «послушный исполнитель» Развивающая программа Позиция ученика – «активный деятель» Стремится не спорить с учителем, а во всём слушаться его. Стремится отстаивать своё мнение, спорить с учителем. Предпочитает отвечать на вопрос, точно подбирая фразы из учебника. Встретив новый вопрос, будет размышлять, а не вспоминать готовый ответ. На сложные вопросы стремится найти один правильный ответ. На сложный вопрос стремится найти (выслушать) несколько правильных ответов. Каждый стремится быть таким же, как все ученики класса. Каждый в отдельности не боится чем- либо отличаться от других. ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ
Педагогические советы, круглые столы, семинары для учителей школы и воспитателей ДОУ по актуальным вопросам преемственности; Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования); Дни открытых дверей; Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; Совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе; Встречи родителей с будущими учителями; Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе; Семинары-практикумы для родителей детей предшкольного возраста. Формы преемственных связей ДОО (ДОУ)
Диагностика учащихся Анкетирование родителей Анкетирование учителей Заполнение данных медицин- ским работником школы ДИАГНОСТИКА МЦКО
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ МЦКО ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Семья как ресурс адаптации
ЦЕНА АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЯ
УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЯ
Общие показа- тели 1 «А» Кол-во учащихся/ % от класса 1 «Б» Кол-во учащихся/ % от класса 20-25% %-2 – 9% 30-35%1 – 4 %1 – 4,5 % 35-40% % % % 45-50% % % %6 – 27% 60-65%-- МОТИВАЦИЯ
Общие показатели1 «А» Кол-во учащихся/ % от класса 1 «Б» Кол-во учащихся/ % от класса 20-25% %1 – 4 %1 – 4,5% 30-35%1 - 4 %5 -23% 35-40%-3 – 14 % 40-45%-2 – 9 % 45-50%-1 – 4,5% 50-55%-2 – 9 % 55-60%21 – 92 %8 – 36 % 60-65%-- УСВОЕНИЕ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ
Общие показатели1 «А» Кол-во учащихся/ % от класса 1 «Б» Кол-во учащихся/ % от класса 20-25%-1 - 4, 5 % 25-30%1 - 4 % %-2 – 9 % 35-40%-4 – 18 % 40-45%3 – 14 % % 45-50%2 – 9 %1 – 4,5 % 50-55%5 – 23 %4 – 18 % 55-60%6 – 27 %3 – 14 % 60-65%5 – 23 %2 – 9 % 65-65%-- УСПЕШНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В РОЛИ УЧЕНИКА
Общие показатели1 «А» Кол-во учащихся/ % от класса 1 «Б» Кол-во учащихся/ % от класса 20-25% % %5 – 23 % 35-40% %4 – 18 % %1 – 4 %11 – 50 % 50-55% %12 – 55 %6 – 27 % 60-65% %-- УСТАНОВКИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Общие показатели1 «А» Кол-во учащихся/ % от класса 1 «Б» Кол-во учащихся/ % от класса 15-20%-2 – 9 % 25-30%-2 – 9 % 30-35%4 – 18 % % 35-40% % % % 45-50% %– 55-60%9 – 41 % % 60-65% %- УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В СЕМЬЕ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
Факторы дезадаптации
Цели создания: Фиксация достижений учащегося Формирование позитивного самоотношения Помощь ребёнку в анализе своего характера Развитие способностей учащегося Помощь ребёнку в самопознании Повышение самооценки обучающегося ПОРТФОЛИО
Хвалите за старательность. Хвалите действия, а не личность. Чётко обозначайте, за что хвалите. Хвалите в меру и по делу. Хвалите не только успешных учеников. Не противопоставляйте одного ученика всему классу. Хвалите без сравнений. Подкрепляйте похвалу. Запаситесь «Я-посланиями». ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА УЧИТЕЛЬСКОЙ ПОХВАЛЫ «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» В. Леви