Программа модернизации педагогического образования 2014 – 2017 гг.
Программа «Педагогическое образование» создается как часть Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций, в которую входят также программы: «Профессиональный стандарт «Педагога»; «Эффективный контракт»; «Престиж учительской профессии» Преамбула
Цели программы 1. Радикально повысить качество студентов, получающих профессию педагога; 2. Изменить содержание и технологии педагогической подготовки так, чтобы обеспечить реализацию нового профессионального стандарта и новых стандартов школьного образования (практические компетенции, повышение качества педагогов дошкольного и начального образования, построение карьерно- образовательной перспективы для учителей); 3. Повысить эффективность вузов и колледжей, реализующих программы подготовки педагогических кадров.
Ключевые элементы новой системы подготовки педагогов 1. Прикладной бакалавриат, реализуемый в сетевом взаимодействии организаций СПО и ВО. 2. Подготовка педагогов на 3 и 4 курсе, после двух курсов непедагогического бакалавриата. 3. Широкий бакалавриат в педагогических вузах, предполагающий целенаправленную педагогическую подготовку лучших студентов. 4. Усиление развития практических компетенций, в том числе через разработку новых курсов педагогической психологии, педагогики и методики преподавания, а также длительную практику и стажировку в школах-партнерах.
Ключевые элементы новой системы подготовки педагогов 5 1. Магистратура для учителей-методистов и управленцев. 2. Магистратура для быстрого входа в профессию людей без педагогического образования. 3. Квалификационный экзамен на основе нового профессионального стандарта, упрощающий вход в профессию и позволяющий оценивать качество подготовки.
Этапы реализации программы –Реализация пилотных проектов в вузах: отработка новых моделей и программ, подготовка носителей новой идеологии и технологий –Разработка новой системы распределения КЦП для подготовки педагогов, стимулирующей переход на новые модели и программы –Использование новой системы распределения КЦП для распространения новых моделей и технологий подготовки –Методическое сопровождение распространения новых моделей и технологий 6
Результаты первого этапа программы Готовые к распространению модели подготовки педагогов, включающие пакеты основных образовательных программ, практические рекомендации по реализации, нормативные документы, программы повышения квалификации ППС. Не менее 20 вузов – носителей новых гибких моделей подготовки педагогов, которые могут стать центрами распространения новой идеологии и технологии. Они создадут ассоциацию современного педагогического образования. Не менее 3000 студентов, участвующих в инновационной программе. Не менее 200 преподавателей, освоивших новые технологии и подходы. Инструментарий для независимой оценки профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
Проект 1. Усиление практической направленности подготовки Задачи проекта: 1. Разработка и апробация основных образовательных программ педагогического бакалавриата в соответствии с новым стандартом профессиональной деятельности педагога для повышения практичности подготовки будущих педагогов за счет механизма школьно-университетского партнерства, создания базовых кафедр в лучших школах и организации стажировок студентов. 2. Разработка и апробация основных образовательных программ педагогического прикладного бакалавриата в соответствии с новым стандартом профессиональной деятельности педагога для повышения практичности подготовки будущих педагогов за счет сетевого взаимодействия организаций СПО и ВО.
Проект 2. Вариативная подготовка педагогов Задачи проекта: 1. Разработка и апробация программ академического бакалавриата в педагогических вузах, предусматривающих целенаправленную подготовку к педагогической деятельности лучших и мотивированных студентов и подготовку «оставшихся» выпускников этих программ к другой профессиональной деятельности. 2. Разработка и апробация модели педагогической подготовки мотивированных студентов, закончивших 2-3 курса непедагогического бакалавриата.
Проект 3. Обеспечение системы образования специалистами высокой квалификации Задачи проекта: 1. Разработка и апробация программ исследовательской магистратуры для подготовки учителей-методистов. 2. Разработка и апробация программ прикладной магистратуры со встроенной долгосрочной практической стажировкой в образовательных организациях, в том числе разработка и апробация магистратуры по управлению образованием.
Дополнения 1. Разработка моделей целевого контрактного обучения специалистов для региональных и муниципальных систем образования с обязательным сопровождением выпускников (с повышенными требованиями к зачислению абитуриентов) и гарантированным трудоустройством 2. Разработка современных требований к программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки по педагогическим специальностям в соответствии с профессиональным стандартом педагога. 11
Дополнения 3. Разработка моделей и программ по сопровождению профессионального развития учителей в течение первых трех лет работы. 4. Разработка рекомендаций по включению в базовую часть заработной платы педагогических работников доплаты за степень магистра, по снижению нагрузки работающего учителя без снижения оплаты на время обучения в магистратуре и аспирантуре. 5. Анализ опыта субъектов РФ по закреплению молодых педагогов в школе, в том числе находящейся в сельской местности, и разработка соответствующих рекомендаций. 12