Реализация Концепции развития математического образования в РФ Алексей Львович Семенов, координатор разработки Концепции, ректор Московского педагогического государственного университета
Реализация Концепции Модель
Почему математика? Математическая деятельность – важнейшая в XXI веке: – фундаментальная математика – ИТ (программирование,…) – приложения математики Производство математического интеллектуального продукта (в частности – в сфере современных цифровых технологий) – важнейший раздел экономики, – стремительно растет в XXI веке. Ключевая роль в большинстве отраслей экономики Эффективность инвестиций в математику, в частности – в математическое образование
Роль математического образования Мировое сообщество: США, Великобритания, Германия, Франция, а также страны с наиболее быстро развивающейся экономикой. Национальная традиция и имеющийся в России уровень. Национальная гордость. «Бренд». Математическое сообщество позитивно встретило подготовку Концепции. Вузы, РСР, РАН и РАО.
Концепция и предлагаемые мероприятия Закрепляют, углубляют и ускоряют уже идущие процессы, конкретизируют документы (ФГОС, профстандарт, стандарты педагогического образования, ГИА, меры и измерители эффективности…). Встраиваются в ГП «Развития образования» 2013 – 2020 и региональные программы. Могут послужить моделью для других областей образования.
Задачи математического образования: Элемент грамотности и культуры всех граждан, в том числе – логика рассуждений вне математики. Профессиональное применение. Высшие достижения (принципиально новые подходы, теоремы, алгоритмы). Концепция – охватывает все задачи.
Ключевые положения Математическая деятельность – ключевое понятие Концепции. Необходимые условия: – обучающиеся осваивают методы математической деятельности (включая необходимые для этого знания, технические навыки и инструменты и т. д.) – преподаватели владеют этими методами и постоянно ведут деятельность – деятельность непосредственно связана с направлением образования – деятельность использует современные инструменты и идет в современной среде Сегодня – это далеко не так
Ключевые положения Индивидуализация. Дифференциация Нет детей, неспособных к математике. Без пробелов, никого не упустить Взаимозависимость компонентов системы математического образования Поддержка лидеров
Основные направления Мотивация Содержание Кадры Уровни образования – Закон об образовании
Дошкольное образование Создание сред и ситуаций Не «готовность к школе», а регистрация достигаемого уровня, диагностика трудностей ФГОС
Начальное образование Расширение содержания, спектра деятельности, обогащение среды (наглядность): – Логика – Алгоритмы – Игры Индивидуализация: отслеживание результатов и заполнение пробелов в базовом материале ФГОС
Основное образование Индивидуализация – работа с отстающими – мотивация: формирование, выявление, поддержка – согласованность с решением кадровой проблемы (студенты, пенсионеры_ ) Преемственность с содержанием начальной школы Честная итоговая аттестация
Среднее образование Уровневая дифференциация (исходя из аттестации за основную школу и установок учащегося) 1.Грамотность 2.Массовое образование. Культура 3.Применение 4.Творчество 3, 4 – проба и освоение моделей профессиональной деятельности. Связь с высшим образованием Итоговая аттестация (возможность не пройти)
Педагогическое образование В школу идут лучшие учителя – деятельность – решение задач элементарной математики – работа в школе (+ младшекурсники) как отправная точка психолого-педагогической подготовки Что с остальными? – Педагогическое образование – универсально! Приход на работу в школу
Профессиональное образование математическое иное, требующее математической подготовки (техническое, экономическое, естественно-научное…) деятельность стимулирование
Научно-образовательные центры мировой уровень во всем. – Институт Эйлера… стажировка преподавателей
Математическое просвещение, дополнительное и неформальное образование
Реализация. Региональные программы Дорожная карта – Правительство РФ, Минобрнауки ГП «Развитие образования» гг. – Вузы Регион – Общее образование Педагогическое образование Пилотные, инновационные площадки
Региональная программа. Основные направления Уровни образования. Комплексное развитие Пилотные площадки. Лидеры Направления: – Кадры – Оснащение – Региональные лицензии на информационные ресурсы и сервисы