второго поколения ФГОС второго поколения
определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ
Основные идеи ФГОС Утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования в целом Ориентация на планируемые результаты обучения Обоснование системно-деятельностного подхода Усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе наряду с достижением предметных целей обучения Реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций Реализация коммуникативно-деятельностного подхода в обучении Формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать
Ради чего учить? Чему учить? Как учить?
Ради чего учить? Чему учить? Как учить? цели обучения - деятельностный аспект целеполагания- содержание курса -деятельностная составляющая- методические приёмы, технологии, средства обучения - реализация деятельностного подхода-
Требования к результатам освоения программ ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Знаниевые (основа предметных знаний ) Деятельностные (опыт применения знаний в учебной деятельности) Компетентностные (применение знаний и умений в учебной деятельности) Система ценностных отношений к себе, участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам
Ориентация курса русского языка на планируемые результаты обучения ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Аксиологические (ценностные) Аксиологические (ценностные) Морально- этические Морально- этические Индивидуально личностные Индивидуально личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные Знаниевые (основа предметных знаний) Деятельностные (опыт применения знаний в учебной деятельности) Компетентностные (применение знаний и умений в учебной деятельности и речевой практике) Личностные
Метапредметные результаты обучения связаны с формированием и развитием универсальных учебных действий (УУД) В широком значении термин означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
Общеучебные умения - умения, универсальные для всех школьных предметов и основных сфер человеческой деятельности. Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Это способы деятельности, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и всей их совокупностью.
Фундаментальное ядро Основополагающие элементы научного знания Универсальные учебные действия ведущие идеи и теории ключевые факты основные понятия методы личностные регулятивные познавательные коммуникативные
УУД личностные коммуникативные регулятивные познавательные
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
целеполагание – постановка учебной задачи; планирование – определение последовательности промежуточных целей (план, последовательность действий); прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль - сопоставление способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Условия, обеспечивающие развитие УУД Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
Определение связи каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделение предметных дисциплин, наиболее адекватных (благоприятных) для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития. Определение конкретной формы УУД применительно к предметной дисциплине, описание свойств действия. Разработка системы задач, решение которых обеспечит формирование заданных свойств УУД.
Формирование универсальных учебных действий - основа реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения