Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной общеобразовательной программы основного общего образования: МЕТАПРЕДМЕТНЫМ, включающим освоенные обучающимися межпредметные и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Установление сходства или различия языковых явлений Сходство устанавливаем на основе анализа формы: 1) слова одной части речи (глиняный – глинистый); 2) однокоренные (глиняный – глинистый). Различие устанавливаем: 1) путем употребления в словосочетании (глиняный кувшин – глинистая почва) 2) путем словообразовательной перифразы (полированный такой, который отполировали; полировочный предназначенный для полировки). Вывод: 1) разное лексическое значение; 2) различная сочетаемость.
Типы метапредметных развивающих заданий: установление сходства или различия языковых явлений; выявление аналогии языковых явлений; классификация языковых явлений; выделение общих и существенных свойств понятий, явлений; установление связей между отдельными языковыми элементами, явлениями.
Выявление аналогии языковых единиц Распределите слова на три группы, дополните группы своими примерами Пароходный, самолет, мореплаватель, листопад, юго-запад, северо-восточный, многогранный, самоварчик, русско-английский, левобережный. 1) Пароходный, северо-восточный, самоварчик, 2) самолет, листопад, юго-запад, русско-английский, 3) мореплаватель, многогранный, левобережный.
Анализ объектов с целью выделения признаков Цель: повторяем морфологические признаки глагола, устанавливаем связь между грамматическими категориям - Назовите 5 (7) грамматических признаков, по которым отличаются данные слова. - По какому грамматическому признаку они не отличаются? - В какую форму нужно поставить глаголы, чтобы исключить 4-й признак? боремся – забросил 1) совершенный – несовершенный 2) непереходный – переходный 3) возвратный – невозвратный 4) настоящее – прошедшее 5) единственное – множественное 6) [1 лицо – мужской род] 7) [настоящее время – отсутствие формы наст. времени]
Прием «гипотеза» Ученикам задается проблемный вопрос. Они выдвигают гипотезу и стараются обосновать свою точку зрения. Почему ча/ща пишутся с а? Почему все имена собственные пишутся с большой буквы? Как можно разбить данные слова на группы и почему? В конце побудительного предложения всегда ставится ! ? В тексте обязательно должно быть что?