Программирование Паскаль
Из истории Язык программирования Паскаль был разработан Н. Виртом в годах и получил широкое распространение благодаря наглядности программ и легкости при изучении. Он послужил основой для разработки других языков программирования (например, Ада, Модула - 2).
Алфавит языка все латинские буквы, все латинские буквы, цифры от 0 до 9 цифры от 0 до 9 специальные знаки (+, -,*,/, {} и т.д.) специальные знаки (+, -,*,/, {} и т.д.) служебные слова служебные слова
Служебные слова Операторы (WriteLn, ReadLn) Операторы (WriteLn, ReadLn) Функции (sin, cos и т.д.) Функции (sin, cos и т.д.) Ключевые слова (And, var, begin и др.) Ключевые слова (And, var, begin и др.)
Имя в Паскале Образуется из букв, цифр, знака подчеркивания и начинается с буквы. Имя используется для обозначения переменных, меток, процедур и т.п. В качестве имени нельзя использовать служебные слова. В именах файлов нельзя употреблять следующие символы: *, =, +, [, ], \, |, :,.,, /, ?, символ пробела и буквы русского алфавита Образуется из букв, цифр, знака подчеркивания и начинается с буквы. Имя используется для обозначения переменных, меток, процедур и т.п. В качестве имени нельзя использовать служебные слова. В именах файлов нельзя употреблять следующие символы: *, =, +, [, ], \, |, :,.,, /, ?, символ пробела и буквы русского алфавита
Типы данных простые простые строковые строковые составные составные ссылочные ссылочные процедурные процедурные
Простые типы данных целый Integer целый Integer вещественный real вещественный real логический boolean логический boolean символьный char символьный char перечисляемый и ограниченный (определяются пользователем). перечисляемый и ограниченный (определяются пользователем).
Integer Целые числа от до 32767
real Дробные числа точность до знаков E+01=1,11*10 1 =11, E+03=2,7*10 3 = E-03=2*10 -3 =0, , 2.7, 2 - мантиссы
Объявление переменных каждая переменная программы должна быть объявлена; каждая переменная программы должна быть объявлена; объявления переменных помещают в раздел, который начинается словом var; объявления переменных помещают в раздел, который начинается словом var; инструкция объявления переменной выглядит так: ИмяПеременной:Тип; инструкция объявления переменной выглядит так: ИмяПеременной:Тип; в имени переменной можно использовать буквы латинского алфавита и цифры (первым символом должна быть буква); в имени переменной можно использовать буквы латинского алфавита и цифры (первым символом должна быть буква); после инструкции объявления переменной рекомендуется указывать назначение переменной после инструкции объявления переменной рекомендуется указывать назначение переменной
Объявление переменных Например : Например : x: real; y: integer; CenaTetr: real; x, y, z: integer;
Задачи 1. Объявите переменные, необходимые для вычисления значения функции у = х Объявите переменные, необходимые для пересчета веса из фунтов в килограммы. 3. Объявите переменные, необходимые для вычисления объема параллелепипеда. 4. Объявите переменные, необходимые для вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, карандашей и линейки.
Ответы 1. х: real; у: real; у: real; 2. funt: real; kg: real; kg: real; 3. х: real; у: real; у: real; z: real; z: real; 4. CenaTetr: real; KolTetr: integer; CenaKar: real; KolKar: integer; CenaLin: real; Suirana: real; Suirana: real;
Операции с числами + - / * mod – остаток от деления, mod – остаток от деления, div – деление нацело div – деление нацело Например: 7 mod 2 = 1, 7 div 2 =3
Оператор присваивания имя переменной := арифм. выражение Например: n:=n+1; StoimTetr:=KolTetr*CenaTetr; y:=(x+1)/(2*x);
Задачи 1. Запишите инструкцию, которая уменьшает на два значение переменной counter. 2. Запишите инструкцию вычисления среднего арифметического переменных x и y. 3. Запишите в виде инструкции присваивания формулу вычисления значения функции 4. Запишите в виде инструкции присваивания формулу вычисления значения функции. 5. Запишите в виде инструкции присваивания формулу пересчета веса из фунтов в килограммы (один фунт равен 409,5 г).
Ответы counter:= counter+2; z:=(x+y)/2; у:=-2.7*х*х*х+0.23*х*х-1.4; y:=1/(x*x); kg:=funt*0.4095;
Оператор вывода данных write и writeln предназначены для вывода на экран монитора сообщений и значений переменных; write и writeln предназначены для вывода на экран монитора сообщений и значений переменных; одна инструкция write (writeln) может вывести на экран значения нескольких переменных и (или) несколько сообщений; одна инструкция write (writeln) может вывести на экран значения нескольких переменных и (или) несколько сообщений; инструкция writeln без параметров переводит курсор в начало следующей строки экрана. инструкция writeln без параметров переводит курсор в начало следующей строки экрана.
writeln Пример: writeln(Добрый день); На экран Добрый день writeln(x); На экран значение переменной х writeln(17-3=,C); На экран 17-3=значение переменной С
Структура программы в общем виде program First; label { объявления меток } const { объявления констант ) type { объявления типов } var { объявления переменных } { объявления процедур и функций программиста } begin { инструкции основной программы} end. end.
Пример программы program First; begin writeln('Унылая пора! Очей очарованье!'); writeln('Приятна мне твоя прощальная пора.'); writeln('Приятна мне твоя прощальная пора.'); writeln('Люблю я пышное природы увяданье,'); writeln('Люблю я пышное природы увяданье,'); writeln('В багрец и золото одетые леса.'); writeln('В багрец и золото одетые леса.'); writeln; writeln(' А.С.Пушкин'); readln; { чтобы стихотворение не исчезло с экрана } writeln; writeln(' А.С.Пушкин'); readln; { чтобы стихотворение не исчезло с экрана } end.
Program product; var A,B,C: integer; beginA:=5;writeln(A);writeln(A);A:=A+1;B:=7;C:=A*B; writeln(Product=,C) end. На экран: 5 A Product=42
Математические функции Abs(x) - |x| Abs(x) - |x| Sin(x) – sin x Sin(x) – sin x Cos(x) – cos x Cos(x) – cos x Arctan(x) – arctg x Arctan(x) – arctg x Sqrt(x) – квадратный корень из х Sqrt(x) – квадратный корень из х Sqr(x) – квадрат аргумента Sqr(x) – квадрат аргумента
Вычисление дискриминанта Program Discr; var A,B,C, D: real; beginA:=5;B:=15;C:=12.3;D:=Sqr(B)-4*A*C; writeln(D=,D:6:2); end.
Вычислите функцию A=3.15 B=6.1 C=53.7
Ответ Program Primer1; var A,B,C, D: real; begin A:=3.15; B:=6.1; C:=53.7;D:=Sqrt(Sqr(Arctan(Sin(a/b)))+c); writeln(D=,D); end.
Составьте программу для вычисления площади равнобедренной трапеции. Длина большего основания a=18 см, меньшего b=10 cм, диагонали d=16 см.
Составьте программу для вычисления периметра прямоугольного треугольника, если катеты равны: a=15.5 см, d=23.5 см. P=a+d+c