Родительское собрание на тему: «Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника»
Цель: мотивировать родителей на оказание поддержки в профессиональном определении детей. Задачи: изучить особенности профессионального самоопределения подростков; развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей; побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.
«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома». А.С.Макаренко
Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить? От кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Парадокс состоит в том, что гораздо легче выявить, когда выбор делается ошибочно, нежели понять, что этот выбор сделан верно.
Куда пойти учиться?
В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека, его намерения, желания и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора: способности и желания совпадают с потребностями рынка труда.
Современный ритм жизни несколько стремителен, а возможностей не явилось так много, что сегодня важно задаваться не только вопросом: Как выбирать профессию? но и Когда выбирать профессию?
Чем могут помочь родители, чтобы их ребенок не разочаровался в выборе профессии, уже на начальном этапе обучения в училище, техникуме или ВУЗе, мы попытаемся разобраться.
Влияние родителей на выбор профессии их детьми безусловно. Опросы школьников показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение, чем рекомендации школы, учителей.
Есть очевидные ошибки неумеренная переоценка способностей своих сыновей и дочерей настаивают, чтобы дети выбрали престижную, по их мнению профессию, это, а не другое место учебы.
Влиять на формирование интересов, помогать развитию способностей нужно, но навязывать свою волю, не следует даже в том случае, если это вызвано самыми добрыми намерениями. Нельзя решать за детей, нельзя допускать, чтобы забота о детях превращалась в думанье за них
Подростки чрезвычайно нуждаются в помощи, совете, но в то же время они считают себя уже взрослыми и не терпят диктата, давления. В последнем случае может возникнуть психологический бунт, проявляемый либо в форме бурного разлада с родителями, выражающегося в стремлении поступить назло родителям, хотя, порой, и вопреки своим интересам и склонностям, либо в форме полнейшего смирения с судьбой, глубокой апатией.
Нужно найти золотую середину между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайняя позиция: Пусть все решает сам и Что он без меня решит - в конечном счете приведут к отчуждению между вами.
Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее: Знания родителями интересов и потребностей ребенка; Умение упрочить сотрудничество в достижении общей цели; Общаться с детьми нестандартно, естественно; Глубоко по-настоящему чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность; Умение управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях с детьми грубость, авторитарность, назидательность, панибратство; Умение требовать, поощрять и наказывать
причины, приводящие к неправильному выбору профессии. недостаточная информированность о профессиях. незнание себя, своего здоровья, способностей, неумение соотнести их с требованиями профессий. незнание самих правил выбора профессий Это некоторые распространенные ошибки при выборе профессии, знания их убережет от многих случайностей.
Разумеется, выбор профессии не ограничивается психологической поддержкой. Но на первых этапах самоопределения ребенок нуждается именно в этой помощи.
Родители, помните, что какой бы жестокой не становилась жизнь, нельзя относиться к выбору профессии, как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку.
Задача взрослого – помочь подростку взрослеть рядом с ним, быть нужным своему ребенку, а это значит, быть всегда настроенным на его волну, не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. И взрослым и детям нужно всегда помнить, что человек состоит из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и климат общения, то есть уровень и образ жизни.
самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого, для детей очень важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.