Составление логической схемы текста как средство повышения качества знаний. Попирайко Неонила Николаевна Учитель начальных классов МБОУ «СОШ10» г. Когалым 2014 год
Чтение сложная синтетическая деятельность: - мышления, восприятия - воображения, чувств, памяти - внутренней речи - создание собственных мыслей при помощи других людей.
Трудности при работе с текстом - непонимание логики текста и его связей -слаборазвитое зрительное восприятие графических образов слов (замены, искажения) -небогатый жизненный опыт
Уроки литературного чтения -основа формирования читательской компетентности владение техникой чтения приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения умением работать с текстами разных жанров знанием книг и умением их самостоятельно выбирать сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания
Трудности при работе с текстом - непонимание логики текста и его связей -слаборазвитое зрительное восприятие графических образов слов (замены, искажения) -небогатый жизненный опыт
Понимание включает: Понимание включает: -понимание значений(слов, текста) -понимание смысла(в том числе и скрытого подтекста) -личностное читательское отношение к читаемому
Процесс понимания: Процесс понимания: Аспекты понимания текста Восприятие Воссоздание Воспроизведение Уровни понимания Уровень значения (предметное содержание, связи, обобщения) Уровень смысла (понимание идеи, главной мысли) Параметры понимания Глубина, полнота, точность, продуктивность
Закономерности, связанные с проблемой понимания текста Понимание текста есть установление читателем связей или отношений между предметами реальной действительности, которые отражены в этом тексте. Понимание текста всегда опирается на опыт и знания читателя, степень владения им языковыми средствами, знание описываемого предмета. Понимание текста зависит от трудности самого объекта понимания (текста). Понимание текста предполагает анализ этого текста, выделение его основных элементов, установление их взаимосвязи и объединение этих элементов в общую смысловую структуру текста.
Поэтапное внедрение системы работы с текстом, согласно требованиям ФГОС
Работа с текстом в 1 классе практическое отличие текста от набора предложений выделение абзаца, смысловых частей (под руководством учителя) понимание структуры текста(начало, концовка, последовательность событий) озаглавливание текста (подбор своего названия) составление картинного плана или логической схемы произведения
Предупреждение ошибок понимания 1.Различение набора предложений и текста. 2. Подчеркивание важных слов в тексте. 3.Антиципация угадывание продолжения текста. Примеры антиципации. Продолжение текста. Кончил дело.... Разреши мне почитать.... Восстановление частей слов. Восстановление частично закрытого текста. 4. Логический анализ текста: установление структуры текста связей между предложениями и абзацами; сравнение разных типов текстов. 5.Восстановление деформированного текста. 6.Моделирование текста. 7.Выборочное чтение 8.Редактирование текста. 9.Постановка вопросов к тексту. 10.Дополнение и составление планов. 11.Установление структуры абзаца (обобщение в начале, середине, в конце текста). 12.Свободная интерпретация текста.
Установление структуры и микроструктуры текста Покажем эту работу на примере художественного текста-описания «Какая бывает роса на траве» Л.Н. Толстого. Микротема 1 Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Микротема 2 Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.
Микротема 3 Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как светлый шарик, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Микротема 4 Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
Название микротем (схематический план) Роса на траве 1. Капли росы 4. Росинка-напиток 2. Листок травы 3. Светлый шарик
Моделирование текста Графическая модель. Начало Концовка 1-й эпизод 2-й эпизод 3-й эпизод
Рисованная модель Рисованная модель
Схема рассказа В.Осеевой «Сыновья»
Модель обложки книги Модель обложки книги И.А. Крылов БАСНЯ КВАРТЕТ Фамилия автора «Заместитель» (условное обозначение) жанра Заголовок
Совершенствование восприятия Совершенствование восприятия Упражнения, предупреждающие зрительные ошибки при чтении 1.Звуковой анализ слова и проговаривание. 2. Слуховые и зрительные диктанты. 3. Считывание с доски заведомо неверного текста и его корректирование. 4. Организация внимания детей к окончаниям слов.
Упражнения на понимание при обучении чтению молча 1. Ответь на вопросы. Почему ? Зачем ? Папа купил мне мяч. Зачем? Мяч упал на землю и не разбился. Почему? Возможно ли это? (Да. Нет. Почему?) Кот испугался мышонка и залез в свою норку. Слон залаял и завилял хвостом. 2. Выбери слово. Подчеркни. Кот Васька поймал … А) мышь, Б) щенка.
Упражнения на понимание при обучении чтению молча 1. Выбери заголовок из двух предлагаемых. 2. Подбери свой заголовок. 3. Подчеркни важные слова в тексте. 4. Наведи порядок. Расставь правильно части текста. 5. Можно ли по заголовку определить тему (о чем говорится)?Попробуй назвать тему самостоятельно. 6. Сравни два текста. На одну ли они тему? Назови ее. 7. Отметь абзацы (Z), попробуй определить, о чём говорится в каждом из них.....
Восстановление деформированного текста Наведи порядок! Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ. Для этого установи, что было сначала, что затем, что в конце рассказа. Обозначь цифрами 1, 2, 3. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу упали. Дети взяли дощечку, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Пришла весна, потекла вода. Проверь себя. Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечку, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу упали (по Л. Толстому).
Чтобы добиться правильного безошибочного чтения, необходимо вести учёт и контроль чтения: -текущий (на каждом уроке) - четвертной -годовой Проверяется: - степень понимания - способ чтения (слогами, словами) - темп чтения Учет и контроль чтения