Чужой среди своих Урок подготовила студентка 4 курса, факультета социологии Белканова Александра
Социология Макроуровень ориентирована на изучение таких понятий как "общество", "социальная система", "социальная структура", "социальный институт", "цивилизация", "культура", "массовые социальные процессы" Микроуровень Микросоциологи предпочитали рассуждать о стимулах поведения людей и их реакциях, факторах, предопределяющих их конкретные поступки, норме и патологии их поведени; Тесно связано с понятиями «повседневности» и «фоновые ожидания»
Социология Повседневность - это структура деятельности, которая характеризуется очень большой устойчивостью, повторяемостью на протяжении длительного периода времени, это повторение одних и тех же действий изо дня в день месяцами, годами.
Социология «Поломка повседневности» 1. Расхождение привычной картины мира, непроблематизируемой с ситуацией, выходящей за это привычное представление. 2. Ситуация в данном контексте неуправляема, дальнейшая коммуникация - невозможна. Отмечается замешательством, неуверенностью, что свидетельствует о первостепенной важности "фоновых ожиданий".
Социология Эксперимент Г.Гарфинкеля Суть: Студенты должны были вести себя сдержанно вежливо, официально, говорить лишь тогда, когда с ними заговаривали родственники Результат: члены семьи не только требовали объяснений от студентов причин столь странного поведения, но и сами наделяли смыслом новое поведение своих детей (переутомление, ссора с возлюбленным и т.д.), полагая, что устранение этих причин приведет к привычным моделям взаимодействия
Домашнее задание! 1. Разделиться на 6 групп по 5 человек. В каждой группе должен быть экспериментатор - человек, который играет роль "чужака", наблюдатель, который конспектирует все происходящее. 2. Из предложенных вариантов необходимо выбрать ситуацию и воспроизвести эту ситуацию на улице: - На автобусной остановке экспериментатор подходит к прохожему и интересуется, знает ли тот какой тип погоды или атмосферный фронт сегодня? - В очереди в магазине поинтересоваться вместо привычного "Кто крайний?" - "Извините, кто на прием к окулисту?" - В автобусе, вместо платы за проезд передать украшения и попросить их принять вместо платы. Возможны другие варианты экспериментов, но тогда они должны быть заранее обговорены.
Домашнее задание! Необходимо сдать коллективную работу от каждой группы, в которой должно содержаться описание ситуации и небольшой анализ реакции прохожих. Попробовать описать их реакцию, исходя из «фоновых ожиданий».
Деловая игра! На втором уроке каждая группа воспроизведет, в виде сценки, ситуацию на улице. Остальные группы попробуют объяснить каким образом осуществлялся "возврат к реальности" прохожего.
Спасибо за внимание!