ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕМЕН Л.А. Трубина, проректор МПГУ, зам. председателя УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров
Разграничение понятий ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВУЗЫ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООП педагогического профиля
развитие информационного общества изменение роли учителя; глобализация (неравномерность развития, усиление конкуренции за интеллектуальные ресурсы); Болонский процесс; мобильность необходимы сопоставимость и прозрачность образовательных систем; опыт других стран (мало знаем и плохо учитываем). Новые вызовы времени Международный контекст
Постепенное увеличение количества детей. Экономика, основанная на знаниях необходимость интеллектуальных компетенций, метапредметных умений высокого уровня (обобщать, анализировать, выдвигать гипотезы, доказывать, сопоставлять). Межэтническая ситуация компетенции, связанные с работой в полиэтнической и поликультурной среде. Преодоление духовно-нравственного кризиса. Изменения в структуре, содержании и технологиях образования. Внутренние предпосылки реформ
раннее развитие детей ( от 0 года, 100% обучение от 5 лет); внедрение ФГОС всех уровней образования; модернизация программ и технологий в предметных областях «Математика и информатика», «Иностранные языки», «Общественные науки», «Технология»; поддержка программ развития чтения, распространения русского языка; поддержка профильных программ в области современных технологий в старшей школе («школа Сколково»). Реформа общего образования Ключевые задачи на среднесрочную перспективу (Стратегия 2020)
создание системы выявления и учета в процессе образования особых групп детей (одаренные дети, дети с ОВЗ, дети в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов); внедрение современных подходов к воспитанию и социализации молодежи (в т.ч. к построению и использованию неформального образования – медийных проектов социальной направленности). Реформа общего образования Ключевые задачи на среднесрочную перспективу (Стратегия 2020)
ВЫВОД: ШКОЛА УЧИТ ПО-ДРУГОМУ. А ВУЗЫ? Реформа общего образования
« происходит двойной негативный отбор (при поступлении на педпрограммы и выпуске)»; «педвузы живут своей отдельной жизнью система образования своей»; «вузы не видят, что школа и дети стали другими, что сегодня учат по-другому»; «педвузов много, а хорошего учителя не найти»; «выпускники не могут решить 5 задач для олимпиады по математике 5-6 кл., написать простой диктант»; «молодые учителя не готовы работать в школе: не могут сами войти в класс, не умеют работать с разными категориями детей, не умеют заниматься развитием личности, боятся родителей»; «катастрофа с кадрами для начальной школы»; «никто не готовит к работе по новым школьным стандартам». Мнение работодателей
Модернизация педагогического образования приоритет государственной политики на 2013 – 2015 гг.
Попытки модернизации в начале 2000-х гг. (Программы. Частичные меры. Отсутствие значимых результатов. Причины.) Первые итоги перехода на ФГОС ВПО: Медленно. Непоследовательно. Опасность имитации. Модернизация педагогического образования
Наличие сформулированных на уровне государства и задач образовательной политики. Согласие в обществе о необходимости перемен в школе и подготовке педагогов. Наличие сформированных требований со стороны работодателя. Наличие нормативной базы модернизации. Необходимость изменений основ (а не отдельных аспектов) подготовки педагогов. Особенности современного этапа
Стратегия 2020 (Концепция долгосрочного социально- экономического развития РФ до 2020 года от 17 ноября 2008 г.) ФЗ от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 г. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» Нормативные правовые акты
ФГОС ВПО УГН(С) «Образование и педагогика». ФГОС общего образования. Профессиональный стандарт педагога. Нормативные правовые акты
Новый перечень направлений подготовки ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ КВАЛИФИКАЦИЯ Педагогическое образование Академический бакалавр Прикладной бакалавр Психолого-педагогическое образование Академический бакалавр Прикладной бакалавр Специальное (дефектологическое) образование Академический бакалавр Прикладной бакалавр Профессиональное обучение (по отраслям) Академический бакалавр Прикладной бакалавр Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Академический бакалавр Прикладной бакалавр
Отдельные ФГОС для 4-летнего и 5-летнего бакалавриата. Разные квалификации: бакалавр академический и бакалавр прикладной. Отличия: набор компетенций, объем теоретического обучения, объем практик. Учет ФГОС ОО и требований профстандарта педагога. Возможности установления дополнительных форм проведения практик (п. 6.6). Учет возможностей инвалидов и лиц с ОВЗ (инд. учебный план, увеличение сроков обучения на 1 год, адаптированные образовательные ресурсы) (пп. 3.8, 7.2.7). Предусмотрена сетевая форма обучения. Проект обновленного ФГОС ВО
Структура ООП бакалавриата (обновленный ФГОС) Структура программы бакалавриата Объем программы бакалавриата в зачетных единицах Программа бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» Программа бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» Блок 1Дисциплины (модули) Базовая часть Вариативная часть Блок 2Практики Блок 3Государственная итоговая аттестация 6-9 Объем программы бакалавриата300 Обязательные дисциплины (модули): Философия, История, Ин. язык, БЖД, Физическая культура
ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Преодоление «двойного негативного отбора»: Современная система профориентации (мотивация талантливой молодежи к поступлению на педагогические программы); Изменение системы отбора (дополнительное испытание профессиональной направленности / портфолио / собеседование с представлением опыта работы абитуриента с детьми). На входе в вуз
o подготовка лучших выпускников на базе лучших школ; o сетевое взаимодействие с организациями общего и среднего профессионального образования. В вузе Главное направление реформ новое партнерство со школой:
o фундаментальность (новое понимание); широкие базовые курсы; o практикоориентированное обучение; o качественное изменение психолого-педагогической подготовки; o новое содержание и формы организации практик, стажировок, научно-исследовательской подготовки студентов. В вузе Изменения в содержании образования:
o Индивидуализация обучения (возможность формирования индивидуальных образовательных программ). o Блочно-модульная структура ООП. o Активные педагогические технологии (IT, проектные, работа командой и т.д. o Компетентностно-ориентированные оценочные средства (педагогическая квалиметрия). o Новое содержание и формы ИГА. o Сетевые программы. В вузе Изменения в технологиях обучения:
o IT-технологий; o разработки электронных учебников; o образовательного права; o образовательного маркетинга и менеджмента; o педагогического дизайна; o образовательной журналистики; o детско-юношеского туризма, спорта. Подготовка специалистов в области:
Реализация мер по мотивации выпускников к работе в системе образования и поддержке трудоустройства выпускников. Работа с выпускниками
Повышение квалификации ППС и АУП в области законодательства об образовании, ИКТ, ФГОС, инноваций в образовании. В вузе
обновить реализуемые образовательные программы и разработать новые ООП с учетом изменения нормативной базы и актуальных задач подготовки педагогов; активизировать взаимодействие с учебно-методическими комиссиями УМО по обеспечению инноваций в образовании; провести работу по созданию современной системы мотивации и отбора талантливой молодежи при поступлении на педагогические программы; внедрять активные педагогические технологии (IT, проектные, работу в команде и т.д.); пересмотреть содержание, формы и организацию педагогической практики и научно-исследовательской подготовки студентов; реализовать меры по взаимодействию с образовательными организациями различного уровня, сетевому взаимодействию вузов; разработать эффективную систему мер по обеспечению трудоустройства выпускников; активизировать работу со средствами массовой информации по созданию позитивного образа педагога и педагогического образования. Задачи вузов по развитию педагогического образования