"Использование межпредметных связей на уроке" Выполнили: Чудиновских В. А. Сергеенкова О.В. Киршина Ю. А. «Когда приступают к изучению какого-либо предмета, умы учеников должны быть к этому подготовлены». Я. А. Коменский.
Значение и актуальность Компетентностный подход Коммуникативная направленность Реализация межпредметных связей (МПС) в обучении
Понятие межпредметная связь В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи». «Межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественно- научных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе». (В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин ) «Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин».
Межпредметные связи – это педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.
Функции МПС
ФормыТипыВиды По составу содержательные по фактам, понятиям, законам, теориям, методам наук операционные по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям методические по использованию педагогических методов и приемов организационныепо формам и способам организации учебно-воспитательного процесса Классификация МПС
По направлению 1)Односторонние, 2)Двусторонние, 3)Многосторонние Прямые; обратные, восстановительные По способу взаимодействия связеобразующих элементов хронологические хронометрические Преемственные синхронные перспективные локальные среднедействующие длительно действующие ФормыТипыВиды
Немного из практики … Начальная школа:
Немного из практики … Среднее и старшее звено:
Связь истории и обществознания с другими предметами + Русский язык, литература. Новые термины, понятия их этимология, грамматика. Анализ исторических (обществоведческих) документов, фрагменты из художественных произведений, характеристики, оценки событий, исторических деятелей и т.п. Речевая деятельность (грамотность, лаконичность) Составление плана (простого, сложного), сравнительной характеристики, эссе и т.д. Воздействие на эмоциональную сферу восприятия через литературный материал.
+ география. Географическое положение, природные условия, социальная структура. Статистический, табличный, картографический материал.
+ информатика. Использование в обучении текстовой, звуковой, графической, видеоинформации. Ориентация учащихся в бурном потоке информации, выделение главного, систематизация и обобщение. А также помогает в создании творческих проектов по курсу. Работа в различных программах позволяет развить познавательный интерес и творческие способности учащихся.
+ математика. Построение и анализ графиков самых разнообразных типов, диаграмм: график спрос и предложения, рост производства, решение задач по разделу «Экономика», «Избирательный процесс». Перевод арабских цифр в римские для обозначения веков, понимание счета лет до нашей эры и в нашу эру. Определение событий произошедших раньше и позднее.
+ биология, экология. Связь с темами: «Основные концепции исторического развития человечества», «Природное и социальное в человеке», «Глобальные проблемы современности» и т.д.
активизируют познавательную деятельность учащихся; побуждают мыслительную активность; помогают формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делают знания практически более значимыми и применимыми; использование информации из смежных предметов, технических средств на уроках повышает доступность усвоения связей между физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями. Роль МПС в обучении
Таким образом … межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.
Список использованных источников и литературы 1.Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. – М., Наука, Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока.- Ростов н/Д: Учитель, Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Нар. образование, Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи – М., Педагогика, 2009
Благодарим за внимание!